Меню

Детское художественное экспериментирование как средство развития художественных способностей



творческий проект «Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспереминтирование с изобразительными материалами».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы — познавательные, художественные, социальные и др. В дошкольном возрасте — это ведущая деятельность, а в первые три года жизни — практически единственный способом познания мира.

Скачать:

Вложение Размер
netrad_teh_proekt_na_otpravku.docx 51.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с.НЫДА, НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72 ,

ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП 890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым

«Художественное творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными материалами»

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.Ныда Надымского района»

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Воспитать творческую личность – одна из главных задач воспитания. И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие сотрудничества ДОУ и родителей воспитанников. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности с целью развития детского творчества.

Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей в силу своей эмоциональности. Яркие позитивные эмоции — основа формирования потребности детей в экспериментальной деятельности.

Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Творчество — процесс создания чего-то нового, ценного, никогда ранее не существовавшего.

Экспериментирование — это способ материального или мысленного воздействия человека на объект с целью его обследования, познания свойств, связей.

Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы — познавательные, художественные, социальные и др. В дошкольном возрасте — это ведущая деятельность, а в первые три года жизни — практически единственный способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

Достоинства метода экспериментирования для развития детей дошкольного возраста-

  • в познавательном развитии — даются реальные представления о различных

сторонах изучаемых объектов; их взаимоотношениях с другими объектами, средой;

  • приобретается возможность осваивать разные способы действия с предметами, видоизменять их;
  • обогащается память, активизируется мышление (синтез, анализ, сравнения, классификация, обобщения);
  • стимулируется речевое развитие (отчёт об увиденном, формулировка выводов)
  • осуществляется положительное влияние на эмоциональную сферу; развитие творческих способностей; на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Во многих исследованиях доказывается значение изобразительного творчества для художественного и интеллектуального развития детей в дошкольном возрасте. Оно развивается на основе продуктивного мышления и воображения в процессе становления самостоятельного экспериментирования с различными материалами, овладения обобщенными способами создания образов, развертывания самостоятельной художественно-поисковой деятельности при решении творческих задач.

Экспериментирование и творческая деятельность состоят из разных этапов развития:

Постановка исследовательской задачи Возникновение замысла

Прогнозирование результата Процесс создания художественного образа

Уточнение правил безопасности Анализ результатов

Фиксирование результатов Формулировка выводов.

Творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.

Необходимо создать условия для свободного экспериментирования детей с изобразительными материалами и их свойствами.

Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественно-творческого экспериментирования делают «открытия» другого уровня, связанные с поиском оригинальных или рациональных способов изображения, выражения настроения и характера изображения цветом, формой, преобразования плоских форм в объемные тела и наоборот, множественность финалов и др.

Гипотеза: отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности их работ, так как, не владея определенными способами изображения, они исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помочь ему. Тут на помощь нам может прийти творческое экспериментирование с изобразительными материалами и техниками .

В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования.

Преимущества нетрадиционных техник:

  • они просты в исполнении, не требуют хороших технических умений;
  • интересны воспитанникам, т.к. отступают от привычных и знакомых способов проявления окружающего мира, экспериментируют и создает нечто новое для себя и других;
  • имеют ситуацию успеха и вызывают положительные эмоции;
  • незаменимы в развитии творческого воображения;
  • позволяют быстро достичь желаемого результата и выполнить всю работу в рамках одного занятия.

Таким образом, нетрадиционные техники — это одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, поражающая его воображение неизвестным, заставляющая удивляться. А мы знаем, что удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Но, прежде чем воспитывать у детей интерес к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, необходимо и нам самим в совершенстве овладеть секретами нетрадиционных техник.

Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь., также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать. Здесь же развитию творчества нет границ.

Каждая из этих техник — это маленькая игра, где дети чувствуют себя рискованнее, увереннее, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладение техникой изображения доставляет детям радость, если строить деятельность с учётом специфики возраста детей.
Кляксография .

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

Оттиск поролоном, смятой бумагой , тканью — прижимает поролон, ткань или смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон, ткань, смятую бумагу.

Свеча + акварель — рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная — складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг — это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Граттаж — натирается свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

Ниткография — способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

Рисование тканью – Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона. Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта. Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.

Техника эбру пришла к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. Рисование на воде, это древнейшая техника, которая полностью отражает восточную культуру. Турецкое эбру – такое же загадочное, красивое и вечное…

Эбру — это танец, переплетающихся между собой и создающих удивительнейшие узоры, красок.

Рисование на молоке — насыпать немного пищевого красителя в молоко.Чуть — чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.

Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители «сбегаются» и перемешиваются, получаются необычные круги.

Цель проекта заключается в том, чтобы, воспитать творческую личность, пробудить интерес экспериментирования с изобразительными материалами в следствие, повысить интерес к художественно творчеству в целом.

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;

2. Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Развитие интереса к экспериментированию с материалами и средствами изображения; умения самостоятельно выбирать материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие художественному замыслу.

5. Развитие творческих способностей детей, эстетического восприятия окружающей действительности.

Участники проекта: дети, воспитатели группы.

Длительность проекта: сентябрь 2016 г. — май 2017 г.

• активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

• умение находить новые способы для художественного изображения;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• активны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

  • умение экспериментировать с изобразительными материалами;

Методы проекта с детьми:

— Исследовательские: эксперимент, проблемные вопросы, наблюдения;

— самостоятельное выполнение работ, коллективное выполнение работ;

— наглядные: тактильно–мышечная наглядность;

— словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкция;

Продукт проектной деятельности : творческая выставка детей, портфолио ребенка.

Механизм и поэтапный план реализации проект

Первый этап – подготовительный (август — сентябрь 2016 г.)

Изучение литературы по данной теме.

Беседы, наблюдение за детьми.

Второй этап — основной (сентябрь – май 2016 -2017 г.г.)

Источник

Консультация «Экспериментирование как способ развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

ИРИНА ФУРШТЕЙН
Консультация «Экспериментирование как способ развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Детское экспериментирование — это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Н. Н. Подъяков Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Экспериментальная деятельность детей в изобразительной деятельности непосредственно связана с решением творческой, исследовательской задачи.С заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Экспериментальная деятельность детей — процесс совместной работы ребенка и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многое зависит от того, кто находится рядом. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. А так же создать творческую доброжелательную атмосферу эмоционального благополучия. Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, чтобы каждый сумел познать «радость успеха».

Как сказал Аристотель — «Познание начинается с удивления».

Эксперимент-фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.

Эксперименты- исследования. Представленные эксперименты позволяют детям узнать возможности бумаги. Развить познавательную деятельность детей путем экспериментирования с бумагой.

Экспериментирования с сухой бумагой позволяют детям практическим путем убедиться, что бумага бывает различной плотности и различные варианты ее использования.

Экспериментирование на сырой бумаге. После того как дети получают простейшие представления о бумаге и краске переходим к другим материалам.

Эксперименты детей с различными средствами изобразительной деятельности (клей, контур, масляная пастель, свеча) обогащают опыт ребенка. Позволяют развивать творческие способности, способствуют развитию формообразующих движений.

Рисование отпечатками. Развивает творческое мышление, воображение и восприятие. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

Экспериментирование с фоновой заливкой (рисование набрызгом, нитками, расческой.)

Экспериментирование с пищевыми продуктами и получение краски. Практическим путем дети получают краску из предложенных продуктов.

Главное достоинство метода экспериментирования на занятиях по изобразительно деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных изучаемых материалах, об их взаимодействии с друг другом. Во время эксперимента идет процесс обогащения памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, познавательные, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Развивается наблюдательность. Ребенок включаться в творческий процесс посредством продуктивных действий. Развивается мелкая моторика. Формируются творческие способности детей в создании выразительных образов с использованием нетрадиционных техник рисования.

В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

На занятиях можно использовать доступные предметы и вещества. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять. Занятия привлекают

своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Источник

Развитие у детей дошкольного возраста художественного творчества в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами
проект на тему

Скачать:

Вложение Размер
itogovaya_rabota._kursy.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

кафедра теории и методики дошкольного образования

тема : « Развитие у детей дошкольного возраста художественного творчества в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами».

«ЦРР – Пригородный д.с.»

Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии и творчества.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Оно позволяет детям выразить в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Занятие рисованием доставляет детям радость, создаёт положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства ( форма, цвет, композиция).

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения.

В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.

Интеграция с другими образовательными направлениями.

Развитее мелкой моторики

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровье

Сенсорное развитие, формирование целостной картины в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование

Использование художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

Художественно- эстетическое развитие

Использование рисунков в оформлении к праздникам и развлечениям.

Использование художественных произведений для

развития детского творчества и эстетического вкуса.

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»

Источник

Читайте также:  Средства для ухода за ugg