Меню

Что такое уничтожение транспортного средства

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Вариант с trade-in

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т, согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое со скидкой. Подобная система называется trade-in. За границей она существует давно, а в России стала активно распространяться лишь в последние десять лет. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля – более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

Более подробно с условиями trade-in можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. В автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA «сбросят» в цене 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину и купит новую.

Именно утилизацию старых машин предлагает Skoda, у которой скидки по такой программе варьируются от 40 000 руб. до 115 000 руб. — в зависимости от марки авто.

При этом адвокат и автоюрист Сергей Радько советует не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Самостоятельна утилизация

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, Иван Попов* обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Попов пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил ее утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии Попов выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, Попову пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому истец просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).

Читайте также:  Как хранятся средства индивидуальной защиты

Рубрика «Вопрос-ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД ее не получится, добавляет эксперт.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об ее реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего, прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за ее продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД, добавляет эксперт.

Источник



Что такое уничтожение транспортного средства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Подаем в налоговый орган заявление о гибели или уничтожении транспортного средства

Чтобы прекратить исчисление транспортного налога в случае уничтожения или гибели транспортного средства, надо подать в налоговый орган заявление о его гибели или уничтожении. ФНС утвердила форму заявления, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде.

Заявление представляется в налоговый орган по выбору налогоплательщика (например, по месту жительства лица или месту нахождения транспортного средства). К заявлению налогоплательщик вправе приложить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства.

Заявление можно подать через личный кабинет налогоплательщика или через МФЦ.

По результатам рассмотрения заявления налогоплательщика уведомляют о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением транспортного средства либо об отсутствии оснований для этого. Установлены формы уведомлений. Налог прекращают исчислять с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства.

Источник

Полная гибель транспортного средства

Если в ходе дорожно-транспортного происшествия автотранспортное средство понесло серьезный ущерб, то обслуживающая его страховая компания может признать полную гибель транспортного средства. После этого водитель может рассчитывать на получение денежной компенсации, равной стоимости его испорченного автомобиля.

Что считается полной гибелью транспортного средства? Каковы особенности получения компенсации по страховому полису КАСКО? Каковы действия страховщиков ОСАГО после признания полной гибели транспортного средства? Читайте в статье.

Понятие «Полная гибель автомобиля»

Гибель транспортного средства измеряется определенным процентом полученных в результате дорожно-транспортного происшествия повреждений, соразмерных стоимости самого автомобиля.

Как правильно, страхования компания присуждает автомобилю статус «полная гибель» или «тотал» в случае, если процент полученных повреждений превышает семьдесят-восемьдесят процентов (плюс/минус 10 процентов). Иначе говоря, машину проще поменять, чем отремонтировать.

Как происходит присуждение статуса полной гибели автомобиля?

После того, как автотранспортное средство было повреждено в результате серьезного дорожно-транспортного происшествия, природной стихии (урагана, потопа), несчастного случая (обвал здания), воздействия третьих лиц (террористический акт и т.д.), страхования компания делает оценку полученных повреждений.

Если результаты оценки покажут критический порог повреждений (например, более 80%), который прописан в страховом договоре, заключенным между автовладельцем и страховщиком, то транспортному средству будет присвоен статус «полная гибель».

Что делать водителю, после того как он узнает о присвоенном статусе? В первую очередь не стоит торопиться и соглашаться на выплату вместо ремонта. Страховщики могут намерено присвоить статус «полной гибель», чтобы не тратиться на ремонт и выплатить клиенту меньшую сумму.

Чтобы этого избежать, автовладельцу, чья машина была признана непригодной к эксплуатации, стоит обдумать следующие важные пункты:

  • Столько будет стоить все детали, необходимые для полного восстановления ТС;
  • Сколько времени осталось до окончания срока действия страхового договора;
  • Ремонтировался ли данный автомобиль по текущем страховому полису до момента его полной порчи;

От перечисленных пунктов напрямую зависит размер компенсации, который водитель получит в случае, если будет признана полная гибель транспортного средства.

При подписании договора страховая компания указывает процент износа (как правило, он равняется одному проценту в месяц), на который каждый месяц уменьшает сумма выплаты со стороны страховой компании в случае возникновения страхового случая. Как это работает?

Читайте также:  Какое средство хорошо помогает от прыщей у подростка

Пример: вы приобрели страховой полис КАСКО на один год. В случае возникновения одного из страховых случаев (прописанных в договоре), страховая компания обязуется выплатить компенсацию на максимальную сумма 150 тысяч рублей. Учитывая процент износа (1% в месяц, что от 150 тысяч равняется 1,5 тысячи рублей), через 11 месяцев максимальная сумма выплат по страховому полису составить уже 133, 5 тысячи рублей (на 16,5 тысяч меньше от первоначальной).

Если по текущему страховому договору автомобиль уже ремонтировался, то при выплате компенсации за полную гибель автомобиля (по КАСКО), итоговая сумма выплат сократиться на сумму ремонта.

Как избежать сокращения максимальной суммы выплат по страховке КАСКО? Здесь есть два варианта:

  • При заключении страхового договора обговорить возможность не использовать процент износа;
  • Если виновником дорожно-транспортного происшествия стали не вы и компенсировать сумму ущерба на устранение полученных повреждений может страховая компания ОСАГО виновной стороны;

Полная гибель автомобиль по КАСКО

Если обслуживающая вас страховая компания присвоила поврежденному автомобилю статус «полная гибель», то вы можете рассчитывать на один из следующих ходов:

  • Получить максимальную сумму страховой компенсации (учитывай вычитанные проценты износа и сумму на ремонт других повреждений). При этом само ТС нужно передать страховой компании на безвозвратной основе;
  • Получить часть компенсации от страховой компании и оставить ТС себе. В этом случае страхования компания вычтет из суммы выплаты стоимость остаточных деталей автотранспорта, которые не пришли в непригодность;
  • Отрицать факт полной гибели своего транспортного средства и требовать произвести ремонтные работы по его восстановлению;

Если страховая компания отказывается ремонтировать ТС, отстоять свои права придется через судебную инстанцию.

Как же определить, какой из вышеперечисленных вариантов выбрать? Так, получить полную компенсацию взамен на сдачу своего автомобиля стоит в следующих случаях:

  • Если при выплате компенсации страховая компания не учитывает степень износа и не вычитает страховые выплаты;
  • Если страховой полис КАСКО был приобретен недавно, никаких компенсаций до этого по нему выплачено не было и потому можно получить максимальную сумму денежной компенсации по страховому полису, прописанной в договоре;
  • Если на восстановление поврежденного автомобиля требуется слишком много денежных средств, а от продажи «живых» деталей автовладелец получит меньше, чем от страховой компании;

Выбрать второй вариант, получить компенсацию от страховой компании, но оставить машину себе можно в том случае, если есть возможность отремонтировать ТС за счет полученных выплат по КАСКО или продать оставшиеся целые части и на эту сумму приобрести новый автомобиль.

Чтобы понять, на какую сумму будет снижена выплата по страховке, необходимо обратиться за помощью к независимому эксперту, который оценит стоимость сохранившихся частей ТС. И только после этого следует идти в страховую компанию.

Если результаты экспертизы независимого эксперта и «салонного» будут сильно разниться, стоит обратиться в судебную инстанцию.

Обратиться в суд стоит и в том случае, если страховая компания снизила сумму выплат настолько, что отремонтировать ТС на полученные средства попросту невозможно.

О том, в чем разница между полисом КАСКО и ОСАГО, читайте здесь.

Полная гибель автомобиля по ОСАГО

Полная гибель транспортного средства по ОСАГО — степень повреждения транспортного средства, равная 100 процентам. Иначе говоря, транспортное средство не поддается восстановлению и ремонту в принципе.

Присвоить своему транспортному средству статус «полная гибель» может как страхования компания, так и сам водитель. Данное явление называется «полная конструктивная гибель транспортного средства».

Полная гибель транспортного средства признается в том случае, если стоимость восстановления превышает стоимость самого транспортного средства.

В отличии от выплат по КАСКО, при выплате компенсации по ОСАГО, страховая компания не вычитает из положенной суммы сумму износа или каких-то других издержек.

Возмещение полной стоимости ТС происходит в полном объеме, если виновником ДТП стала другая сторона.

Источник

О прекращении начисления транспортного налога до снятия ТС с регистрационного учета

Сообщается, что для начисления транспортного налога необходимо соответствие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке.

В этой связи разъяснено, что в случае, если налогооблагаемое транспортное средство полностью уничтожено, это свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения по налогу, независимо от даты прекращения госрегистрации такого транспортного средства.

Также указано, что законодательство РФ не возлагает на прежнего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания в случае, если ТС было арестовано и принудительно реализовано другому лицу на торгах в рамках исполнительного производства.

В такой ситуации новый собственник обязан нести расходы, обусловленные содержанием имущества, включая бремя несения обязательств по уплате налога.

В целях предотвращения необоснованного возникновения судебных споров ФНС России полагает возможным решать вопрос о прекращении исчисления налога на основании заявления налогоплательщика об уничтожении транспортного средства или обращения взыскания на него в рамках исполнительного производства при условии документированного подтверждения соответствующих сведений.

Читайте также:  Листовка по средствам индивидуальной защиты

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 октября 2019 г. N БС-4-21/21862@

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ

ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ УНИЧТОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА ИЛИ РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА В РАМКАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ДО СНЯТИЯ

ЕГО С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПРЕДЫДУЩИМ ВЛАДЕЛЬЦЕМ

В целях исчисления транспортного налога (далее — налог) в случае уничтожения транспортного средства (объекта налогообложения) или реализации арестованного транспортного средства (объекта налогообложения) в рамках исполнительного производства, предусмотренного Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — исполнительное производство), до снятия такого транспортного средства с регистрационного учета предыдущим владельцем полагаем возможным рекомендовать следующее.

1) Об исчислении налога при наличии документированных сведений об уничтожении транспортного средства

В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 38 Налогового кодекса, объектами налогообложения может являться имущество, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

С учетом изложенного Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги должны иметь экономическое обоснование.

В связи с этим документированные и не опровергнутые налоговым органом сведения, подтверждающие, что налогооблагаемое транспортное средство полностью уничтожено, свидетельствуют об отсутствии объекта налогообложения по налогу в силу статей 38 и 358 Налогового кодекса, независимо от даты прекращения регистрации такого транспортного средства в уполномоченных регистрирующих органах.

Указанный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 по делу N 306-КГ14-5609, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.03.2016 N Ф04-46/2015 по делу N А03-13035/2015, Кассационном определении Омского областного суда от 22.02.2012 N 33-1333/2012, Апелляционном определении Московского городского суда от 20.06.2012 по делу N 11-10986, Апелляционном определении Челябинского областного суда от 26.02.2019 по делу N 11а-2531/2019.

2) Об исчислении налога при реализации арестованного транспортного средства в рамках исполнительного производства до снятия его с регистрационного учета предыдущим владельцем

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса обращение взыскания на имущество по обязательствам его собственника является основанием прекращения права собственности на это имущество.

Случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором (пункт 1 статьи 209, статья 210 Гражданского кодекса). Законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его арестованное имущество было принудительно реализовано на торгах на основании договора купли-продажи третьему лицу в рамках исполнительного производства.

Таким образом, в данной ситуации именно новый собственник обязан нести расходы, обусловленные содержанием имущества — объекта права собственности и налогообложения по налогу, включая бремя несения обязательств по уплате налога.

Указанный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2019 и от 04.10.2019 N 71-КА19-3, Апелляционном определенииВерховного суда Чувашской Республики от 11.11.2015 по делу N 33а-5094/2015.

В целях предотвращения необоснованного возникновения судебных споров полагаем возможным налоговым органам решать вопрос о прекращении исчисления налога (с использованием штатных режимов автоматизированной информационной системы, применяемой налоговыми органами) на основании заявления налогоплательщика об уничтожении объекта налогообложения по налогу или обращения взыскания на объект налогообложения по налогу в рамках исполнительного производства (далее — заявление) при условии документированного подтверждения соответствующих сведений.

Заявление может быть оформлено в простой письменной (или электронной) форме с соблюдением общих установленных законодательством Российской Федерации требований к оформлению обращений налогоплательщиков. С заявлением могут представляться документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения об уничтожении объекта налогообложения по налогу (с определенной календарной даты) или обращения взыскания на объект налогообложения по налогу в рамках исполнительного производства (с определенной календарной даты) (далее — документы-основания).

В случае отсутствия документов-оснований в налоговом органе, в т.ч. когда документы-основания не представлены налогоплательщиком инициативно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении, запрашивает соответствующие сведения у органов и иных лиц, у которых они имеются, и в дальнейшем информирует налогоплательщика о результатах рассмотрения заявления.

Вышеуказанные разъяснения для применения налоговыми органами вплоть до внесения соответствующих изменений в главу 28 Налогового кодекса поддержаны письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23.10.2019 N 03-05-04-04/81565.

Доведите информацию до подчиненных налоговых органов.

Источник