Меню

Что такое средства музыкального воспитания дошкольников



Средства музыкального воспитания.

В педагогике выделяется понятие «средства воспитания. Если под приемом понимается единичное воздействие, то под средством – совокупность приемов31. Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, труд музыканта, тщательная работа над произведением – средство музыкального воспитания, но показ, оценка данной работы, указание на ошибки – это приемы. Слово о музыке (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика, замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод музыкального воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно.

Методы музыкального воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства музыкального воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения музыкального и изобразительного искусства, музыкальные радио- и телепередачи – необходимое подспорье для эффективного применения методов..

К средствам музыкального воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т.д.), средства, обеспечивающие музыкальную деятельность учителя и учеников (настроенные музыкальные инструменты, наличие светлого, достаточно просторного помещения для музыкальных занятий, инструментов детского оркестра, нотной библиотеки). Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим. Например, отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает педагога корректировать методы, обходиться тем, что есть.

Задачи музыкального образования осуществляются посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на музыкальных инструментах, в частности, на металлофоне.

Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, представляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность.

Слушание музыки выступает в разных формах:

— как составная часть любого музыкального занятия, музыкального вечера досуга, праздника;

— как специальное занятие;

— как методический прием обучения.

Прежде, чем разучивать с учениками песню, учитель поет ее, а дети слушают. Подобным же образом преподносятся музыкальные произведения для игр, двигательных импровизаций, рисования под музыку. Педагог играет произведение, вместе с учащимися определяет его характер, количество частей, обращает внимание на самые яркие особенности. Слушание музыки связано со всеми видами искусства.

Пение — процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Исполняя песни, дети глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст учащихся, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 2989 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Средства развития музыкальных способностей

екатерина максимова
Средства развития музыкальных способностей

Средства развития музыкальных способностей детей

Развитие музыкальных способностей осуществляется на основе специально организованного обучения с помощью определенных средств.

Средства обучения – одна из важнейших категорий педагогики, однако в науке до сих пор нет ее однозначного толкования. В общем смысле под средствами обучения понимают материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых достигаются цели обучения.

Средства обучения – это и способы организации педагогом учебно-познавательной деятельности обучаемых; инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Средства обучения выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют стимулировать познавательную деятельность детей и управлять ею.

Главное дидактическое назначение средств обучения – оптимизировать процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала детьми с наименьшей затратой сил и времени.

Средства обучения чрезвычайно многообразны, активно развиваются вместе с развитием педагогики, дидактики, учебной техники. Растет интерес разработчиков и производителей учебных материалов к средствам обучения детей дошкольного возраста.

Средства формирования музыкальных способностей можно разделить на несколько видов.

1. Материальные средства обучения. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют воспитатель и дошкольник для детализированного обучения. К материальным средствам обучения относятся:

картины: дидактические картины (серии картин, репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки,

Читайте также:  Универсальное средство для чистки монет асидол

музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара, колокольчики, маракасы);

музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки);

театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок;

дидактический материал (раздаточный материал).

Дидактические пособия и игры способствуют развитию музыкальных способностей ребенка – дошкольника. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.

Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.

2. Технические средства обучения. К ним относятся средства массовой информации – радио, телевидение, кино – оказывают большое эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей. Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы образования. Поэтому использование технического средства в детском саду приобретает все большее значение.

Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс таких технических средств,как:

радио и телевидение;

технические устройства (аппаратура);

звуковая аппаратура (аудиотехника): магнитофоны, компьютеры, музыкальные центры (аудиосистемы);

экранно-звуковая аппаратура: телевизор, компьютеры;

вспомогательные технические средства: экран, интерактивная доска и стол, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки;

дидактические средства обучения (носители информации): экранные, статические (слайды,звуковые: магнитофонная запись, цифровая запись;

экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи.

3. Учебно – методическое обеспечение. Это официальные печатные издания, содержание которых полностью соответствует учебной программе.К ним относятся:

пакеты прикладных программ по различным образовательным областям;

учебные пособия, тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания);

тестовый материал, нотный материал, методические разработки (рекомендации).

4. Художественные средства. К художественным средствам мы можем отнести:

произведения искусства и иные достижения культуры (музыкального, изобразительного, кинематографического);

детскую литературу (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников);

произведения национальной культуры (народные песни, танцы, другими словами – фольклор).

5. Дидактические игры.Они обладают большим разнообразием:

игры под инструментальную музыку (сюжетные, несюжетные, инсценировки);

игры с пением (хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением);

музыкально – дидактические игры (на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха);

ритмические игры со словом (на развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве);

игры спектакли (музыкально – драматические, ритмо – пластические, на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций).

Таким образом, средства обучения – это инструменты деятельности педагога и детей, то, с помощью чего педагог реализует учебный процесс, а учащиеся приобретают знания. Для развития музыкальных способностей дошкольников необходимо использовать весь спектр средств в комплексе: материальные средства обучения (картины, музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты, театрализованные игрушки, учебно – игровые пособия); технические средства обучения (радио и телевидение, технические устройства; художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры). Одним из важных и актуальных средств развития музыкальных способностей у детей являются дидактические игры (игры под инструментальную музыку, игры с пением, музыкально – дидактические игры, ритмические игры со словом, игры спектакли).

Цели и задачи развития музыкальных способностей детей с 1–2 лет Планирование работы на год: СентябрьЦели и задачи: — Развивать умение слушать музыку разного характера. — Побуждать детей к подпеванию и.

Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей Во все времена игра была ведущей формой развития, формирования, воспитания ребенка. Существует разнообразные игры: подвижные, малоподвижные,.

Консультация «Дидактические игры в ДОУ как метод формирования и развития музыкальных способностей детей» Консультация на тему: «Дидактические игры в ДОУ, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Мастер-класс «Использование сказкотерапии как средства развития творческих способностей» Мастер-класс Уважаемые взрослые, а вы мечтаете хоть иногда вернуться в детство. Как вы думаете, что объединяет детей, ставших взрослыми.

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника» Цель мастер-класса: Знакомство.

Конспект занятия для развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста Цель: развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность. Задачи:.

Читайте также:  Народные средства от зуда кожи для детей

Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей дошкольников старшего возраста. 1 часть 1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и музыкальная деятельность Известно, что творческое развитие, в частности.

Ритмика как средство для развития музыкальных способностей дошкольников Ритмика — как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Неоценимо влияние музыки на формирование всестороннего развития человека.

Условия развития музыкальных способностей в семье Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье. Родители, взяв.

Творческий проект «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей» Творческий проект: «Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошк. возраста». Тип проекта: Творческий.

Источник

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Ирина Ткач
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога — стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, праздничные песни надо петь бодро, весело, а песню «Кошечка» Ан. Александрова — нежно, ласково.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников особенно существенно формирование музыкально — сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т. д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Читайте также:  Как учитывать ндс при покупке основного средства

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т. д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т. д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения,что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально — дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.

«День единения народов Дагестана!» Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №41» Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

Анкета для родителей «Музыкальное воспитание детей» Анкета «Музыкальное воспитание детей». Уважаемые родители! Музыка является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей» «Музыкальное воспитание детей» Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная.

Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают.

Музыкальное воспитание детей посредством взаимодействия с ДК Музыкальное воспитание детей через взаимодействие с ДК с. Гилево Детский сад, расположенный в сельской местности имеет свои плюсы и свои.

Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР Свою работу по теме: “Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи” строила исходя из коррекционно.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования В настоящее время особенно остро встает проблема нравственного и патриотического воспитания. Государство пытается восстанавливать утраченное.

Рекомендации родителям «Музыкальное воспитание детей» Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов. — Устраняйте все, что.

Сценарий конкурсной программы по музыкальному творчеству для семей детей среднего дошкольного возраста «Музыкальное конфетти» Данный сценарий я составила для среднего возраста, опираясь на сценарий Ольги Чесноковой «Папа, мама, я — музыкальная семья». Каждый конкурс.

Музыкальное воспитание детей. Советы для родителей Советы родителям: 1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважение к музыке 2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь,.

Источник