Меню

Что такое легализация денежных средств или иного имущества



Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 174 УК РФ

1. Содержание ряда признаков состава данного преступления, равно как и состава преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК, раскрыто в Постановлении Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 (см. коммент. к ст. 171).

2. Понятие имущества содержится в ст. 128 ГК. К нему, в частности, относятся как вещи, деньги, ценные бумаги, так и имущественные права. Предметом преступления могут быть и денежные средства, находящиеся на банковском счете, и бездокументарные ценные бумаги, и предприятие как имущественный комплекс, и т.д.

3. Имущество, о котором идет речь в комментируемой статье, должно быть приобретено только преступным путем. Исключения, установленные в ч. 1 ст. 174 УК, обоснованы, поскольку в результате неуплаты налогов и т.д. незаконно удержанные средства не становятся преступно приобретенными.

4. При постановлении обвинительного приговора по комментируемой статье или ст. 174.1 УК судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления. Не требуется, чтобы к моменту привлечения к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей (т.е. к моменту вынесения приговора), преступность деяния, в результате которого получено легализуемое имущество, была установлена приговором. Таким образом, уголовная ответственность за легализацию может наступить и в случае, например, совершения сделок по легализации имущества, которое заведомо для легализатора добыто преступным путем лицами, к уголовной ответственности не привлеченными ввиду истечения сроков давности преследования либо ввиду неустановления этих лиц .
———————————
См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 13.06.2006 N 5-о06-23.

5. Понятие сделки содержится в ст. 153 ГК. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. То же определение использовано и в ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 03.12.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3418; 2002. N 30. Ст. 3029; 2002. N 44. Ст. 4296; 2004. N 31. Ст. 3224; 2005. N 47. Ст. 4828; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3446, 3452; 2007. N 16. Ст. 1831; N 31. Ст. 3993, 4011; N 49. Ст. 6036; 2009. N 23. Ст. 2776; N 29. Ст. 3600; N 31. Ст. 4166; 2011. N 27. Ст. 3873; N 46. Ст. 6406; 2012. N 30. Ст. 4172; РГ. 2012. N 283.

6. Под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в комментируемой статье, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование. При этом по смыслу закона ответственность по комментируемой статье наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом.

Читайте также:  266а спишите расставляя пропущенные знаки препинания какие средства связи

7. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна (п. 1 ст. 169 ГК), т.е. недействительна независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК), и потому не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК). Однако и ничтожная сделка отвечает понятию сделки, поэтому момент окончания преступления не связан с фактическим установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей, а определяется собственно совершением действий по легализации преступно приобретенного имущества.

8. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, может быть продолжаемым. Для соответствующей оценки неважно, что действия, направленные на легализацию, могут иметь разные гражданско-правовые основания. Важно, что такие действия тождественны друг другу в уголовно-правовом смысле, т.е. все они соответствуют понятию сделки (пусть, по определению, и являющейся ничтожной) как признаку преступления и охвачены единым умыслом лица.

9. Субъективная сторона — прямой умысел. Лицу, совершившему финансовые операции и другие сделки, должно быть достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем. Знание о преступном характере приобретения имущества не означает, однако, что лицу, легализующему это имущество, должно быть достоверно известны все обстоятельства его преступного приобретения .
———————————
Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел: Сб. док. М., 1987. С. 436. Пленум ВС СССР, отменив постановления Президиума ВС РСФСР по делу Троянского, указал, что ст. 208 УК РСФСР 1960 г. (ст. 175 УК) не требует обязательной осведомленности виновного о том, каким именно преступным путем добыто приобретенное им имущество: важно, чтобы он осознавал, что приобретаемое имущество добыто преступным путем. В том же решении Пленум сослался на обстоятельства, в том числе обстановку приобретения имущества, способ его хранения и др., которые могут свидетельствовать об осведомленности лица, обвиняемого по ст. 208 УК РСФСР, о преступном характере приобретения имущества. См. также: Определение ВС РФ от 09.10.2003 N 55-о03-6 // БВС РФ. 2004. N 7.

10. В комментируемой статье содержится указание на цель легализации, при отсутствии которой действия состава данного преступления не образуют. В судебной практике сам по себе факт использования преступно полученных средств (например, похищенного либо принятого за проданные наркотические средства) при оплате товаров, как правило, не признается действиями, направленными на достижение указанной цели. Суды признают наличие такой цели в действиях лица, которое, например, преступно полученные средства размещает на банковском счете еще до введения их в легальный оборот путем оплаты товаров или которое еще до совершения сделки с преступно приобретенными средствами совершает действия по приданию этим средствам вида законного дохода. Согласно позиции, высказанной ВС РФ по ряду дел, к легализации относятся такие предусмотренные ст. ст. 174 и 174.1 УК действия, которые совершаются таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действия, направленные на сокрытие незаконного происхождения таких доходов .
———————————
См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2008 г. // БВС РФ. 2009. N 8.

11. Субъект преступления — специальный, поскольку законодатель исключил из этого перечня тех, кто сам приобрел имущество преступным путем. К числу субъектов следует отнести тех лиц, которые непосредственно, в том числе от имени юридического лица, используют приобретенное другими преступным путем имущество, совершают с ним сделки, в том числе финансовые операции.

12. Согласно примеч. к комментируемой статье финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в этой статье, а также в ст. 174.1 УК признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 1 млн. руб. При совершении продолжаемого преступления крупный размер исчисляют исходя из размера всех входящих в объективную сторону преступления сделок по легализации.

13. Если лицу, умысел которого был направлен на совершение преступления, предусмотренного комментируемой статьей, в крупном размере, удалось по независящим от него обстоятельствам совершить только несколько охваченных единым умыслом сделок по легализации, не образующих, однако, преступление в крупном размере, содеянное должно квалифицироваться как покушение на совершение соответствующего преступления в крупном размере.

14. О понятии группы лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. Поскольку субъект преступления — специальный, лица, которые сами преступно приобрели легализуемое имущество и участвующие в совершении комментируемого преступления, в силу ч. 4 ст. 34 УК могут нести ответственность по комментируемой статье в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

15. Под лицами, использующими свое служебное положение, следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Использование служебного положения состоит в применении при совершении преступления особых возможностей, которыми указанные лица обладают именно в соответствующем качестве, т.е. как представители власти, лица, наделенные организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями в государственных и муниципальных органах и учреждениях, коммерческих и иных организациях, и т.д.

16. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 не требуется.

17. Если преступление совершено не в крупном размере, предусмотренные в ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи квалифицирующие обстоятельства виновному вменены быть не могут.

18. Сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения) иными лицами, не образует состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного. Указанные действия могут содержать признаки состава преступления, предусматривающего ответственность за хищение (в форме пособничества), либо состава преступления, предусмотренного ст. 175 УК.

19. Отношения собственности не являются дополнительным объектом, охраняемым нормой об ответственности за легализацию, поэтому если лицо, преследуя названную комментируемой статьей цель, совершает сделку с имуществом, похищенным иными лицами, во исполнение заранее данного им обещания, содеянное требует квалификации по совокупности преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и соучастия в хищении.

Читайте также:  Моющие средство ника прогресс

Источник

Что надо знать про 115-ФЗ, запросы банков и Росфинмониторинга

Многие предприниматели и физические лица могли наблюдать в интернете и средствах массовой информации бурное обсуждение вопроса блокировки счетов и приостановления банковских операций по счетам, даже если был осуществлен перевод денег на тысячу рублей.

У компаний и физических лиц возникает целый ряд вопросов.

Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

  • сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
  • создание видимости законности получения доходов;
  • сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
  • создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Поэтому банки и запрашивают дополнительную информацию.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Как работает принцип «знай своего клиента»?

К обязательным процедурам идентификации относятся:

  • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным законом № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка;
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом, и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Также есть операции, которые вообще не подлежат идентификации:

  • денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. Перечень исключений – товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации, устанавливает Правительство РФ;
  • покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.;
  • покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

  • основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
  • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
  • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
  • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
  • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

  • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
  • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
  • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков

  • фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС.
Читайте также:  Если вы были основные средства до какого сдавать декларацию

Также банк проверяет следующие признаки:

  • отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;
  • с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на банковский счет и их списанию со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна;
  • деньги поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;
  • поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
  • денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. руб.

К рискам будут относиться также операции:

  • регулярное снятие наличных денег, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;
  • снятие наличных денег осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в течение одного операционного дня;
  • снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;
  • у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.

Таким образом, не следует бояться блокировки 200 руб., которые вы перевели другу или «скинулись» на подарок. Перечень рискованных операций четко определен и банки действуют в соответствии со строгими стандартами.

Источник

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ статья 174 изложена в новой редакции

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 174 УК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ часть 1 изложена в новой редакции

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ часть 2 изложена в новой редакции

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ часть 3 изложена в новой редакции

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ часть 4 изложена в новой редакции

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ примечание изложено в новой редакции

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

ГАРАНТ:

О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32

См. схему «Ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

Источник