Меню

Что такое бюджетные средства образования



Особенности бюджетного образования. Что такое бюджетные места.

Безусловно, разница между бюджетным и коммерческим образованием, доскональная. В первом случае вы учитесь совершенно бесплатно, а второй случай основан на полной оплате обучения. В этом – то и есть основное различие. Но есть также несколько нюансов, о которых непременно стоит упомянуть при рассмотрении темы о бюджетном образовании.

Итак, например, в 2018 году Министерством образования и науки России было выделено образовательным учреждениям 350 тысяч бюджетных мест. В то же самое время в России закончили школу в этом году примерно 700 тысяч учащихся. Следовательно, большая половина наших выпускников вынуждены получать образование на коммерческой основе. Но есть и еще один нюанс – на бюджет сможет поступить далеко не каждый, поскольку для этой формы отбор учащихся довольно строгий, по сравнению с коммерческой основой.

Чтобы стать обладателем бюджетного места, нужно приложить максимум усилий и стараний. Многие нанимают репетиторов, некоторые неустанно зубрят билеты для экзаменов. В общем, изобретательность абитуриентов и их родителей не знает границ. В любом случае, делается это не просто так. Бюджетное образование – это прекрасный шанс выучиться бесплатно и получить максимально много полезной информации.

Специфика бюджета

Наверняка, если вы являетесь студентом или только хотите поступить в ВУЗ, то вы видели, что у каждой выбранной специальности есть количество бюджетных мест. Например, в Российском новом университете, в этом году впервые получившем бюджетные места, 16 июля конкурс на рекламу и связи с общественностью составлял 21,8 человека на место, на экономику — 12,0, а на туризм — всего 1,6. То есть, поначалу кажется, что свободные данные о количестве бюджетных мест должны подталкивать студентов к поступлению на те специальности, где конкурс не такой суровый и шанс поступить гораздо выше, чем на популярных специальностях. Но по факту этого не получается. То, что престижно, всегда пользуется спросом, а, следовательно, студенты все больше обращают внимание на мало востребованные специальности.

Если сказать больше, то многие студенты вообще не рассматривают бюджетные места. Например, есть несколько специальностей, на которых учиться можно только на коммерческой основе. Например, это таможенное дело или лингвистика. То есть, опять же, бесплатное образование даже не рассматривается, если выбор будущей профессии уже положен.

Делаем вывод -само по себе бесплатное место не играет для студентов никакой роли. Например, по многочисленным опросам студентов нам удалось установить, что только 18% опрошенных учащихся считают, что учиться нужно непременно бесплатно. Остальные уверены, что учиться нужно там, где нравится, независимо от наличия бюджетных мест.

Откуда берутся бюджетные места в ВУЗе

Образование в России предоставляется как на платной, так и на бесплатной основе. Обе формы поддерживаются законодательством. Предоставлением бюджетных мест в ВУЗах занимаются несколько источников. Если наблюдается недостаток в бюджетных местах, то его покрывают внебюджетные источники. Итак, получить бюджетное место можно через два пути:

введение полной или частичной оплаты расходов на образование, включая и образовательный кредит;
стимулирование частного сектора.

Также считается, что самым распространенным источником для финансирования бюджетного подразделения образования являются средства населения, например, налоги и штрафы.

Государственные расходы на образование с каждым годом только преумножаются. Например, если взять статистику за 2010 – 2015 год, то по сравнению с 2009 годом расходы увеличились в 3,5 раза. Однако удельный вес этих расходов в объеме консолидированного бюджета Российской Федерации не имел устойчивой тенденции к росту и составлял в этот период от 11,8 % до 12,3 %.

Даже несмотря на то, что бюджетное образование постоянно поддерживается сторонними финансами, средств тем не менее не хватает. Именно поэтому все меньше шансов у наших современных студентов получить одно из таких мест.

Но что же включает в себя финансирование бюджетных мест? На самом деле это довольно большой список. Во-первых, это содержание образовательных учреждений федерального ведения. Сюда входит проведение ремонтных работ, обеспечение таких учреждений всем необходимым и прочее. Во-вторых, это осуществление федеральных образовательных программ. Сюда входит проведение всевозможных конференций, семинаров, олимпиад и прочих подобных событий. В – третьих, это субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам.

Согласитесь, список этот хоть и не такой глобальный, зато всеобъемлющий. Так что, перед тем, как поступать на бюджетную форму, подумайте, каких трудов вам это может стоить. Но в любом случае для вас это определенный шанс.

Источник

Понятие «бюджетные средства» в контексте финансирования деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации

Карандаев Игорь Юрьевич, аспирант кафедры финансового права, Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы финансирования деятельности бюджетных учреждений и ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, финансово-правовые понятия, выражающие наиболее существенные стороны и формы выделяемых бюджетных средств бюджетным учреждениям в условиях изменения механизма их финансирования в рамках проводимых реформ по совершенствованию правового статуса государственных (муниципальных) учреждений Российской Федерации. Кроме того, круг исследования охватывает практику интерпретации рассматриваемого финансово-правового понятия «бюджетные средства» в законодательных актах государств СНГ. Сочетание сравнительно-правового и формально-юридического методов исследования позволило обосновать необходимость дефиниции понятия «бюджетные средства» и дать ее авторскую интерпретацию. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые обоснована необходимость дефиниции понятия «бюджетные средства» в контексте финансирования деятельности бюджетных учреждений Российской Федерации. Научное обоснование необходимости закрепления понятия «бюджетные средства» в Бюджетном кодексе РФ и попытка ее авторской интерпретации применительно к современным условиям имеет важное значение для правоприменительной практики привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

Ключевые слова: бюджетные средства, бюджетное учреждение, нецелевое использование, бюджетный процесс, финансирование, виды субсидий, целевые субсидии, бюджетные инвестиции, лицевой счет, ответственность.

Definition of the «budget funds» within the framework of funancing the activities of budgetary institutions in the Russian Federation

Karandaev Igor Yurievich — postgraduate student, Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University.

The object of studies in this article includes normative legal acts regulating the issues of financing the activities of the budgetary institutions and responsibility for the improper use of budgetary resources, financial legal definitions reflecting the most significant matters and forms regarding the provided budgetary funds for the budgetary institutions in the conditions of changes in the mechanism of their financing due to the ongoing reforms on the improvement of the legal status of state (municipal) institutions of the Russian Federation. Additionally, the range of studies includes the practice of the interpretation of the financial legal terms «budget funds» in the legislative acts of the CIS states. Combination of comparative legal and formal legal methods of studies has allowed to substantiate the need to define the term «budget funds» and to interpret it according to the position of the author. Scientific novelty of the article is due to the fact that for the first time the need to provide a definition of «budget funds» within the framework of financing the activities of the budgetary institutions of the Russian Federation is substantiated. The scientific grounds for the need to provide for the definition of «budget funds» in the Budget Code of the Russian Federation and the attempt of its interpretation by the author in the modern conditions has an important meaning for the legal practice on responsibility for the misuse of budget funds.

Key words: budget funds, budget institution, misuse, budget process, financing, types of subsidies, target subsidies, budget investments, personal account, responsibility.

Формирование нормативной правовой базы, регулирующей реализацию Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ) , ставит перед органами государственной власти и местного самоуправления ряд вопросов по организации финансирования учреждений за счет бюджетных средств.

СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

С учетом изменений в бюджетном законодательстве бюджетные учреждения перестали считаться получателями бюджетных средств. Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) , содержащей закрытый перечень участников бюджетного процесса в Российской Федерации, не подлежащий расширительному толкованию, с точки зрения законодателя бюджетные учреждения лишены возможности участия в бюджетном процессе. Однако в данном вопросе следует учитывать неоднородность статуса бюджетных учреждений, так, некоторые особые бюджетные учреждения, такие, как ФГБОУ ВПО «МГУ им. Ломоносова», ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» , являются главными распорядителями бюджетных средств, наряду с государственными органами, органами местного самоуправления.

Читайте также:  Средства индивидуальной защиты для кассира

СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3823.
Бюджетная система РФ: итоги переходного периода в реформировании бюджетных учреждений страны. Интервью с С.В. Ячевской, директором правового департамента Министерства финансов РФ // СПС «КонсультантПлюс».

С точки зрения обывателя, словосочетания «бюджетное учреждение — не получатель бюджетных средств», «бюджетное учреждение — не участник бюджетного процесса» нельзя признать удачными. Необходимо отметить, что подобное положение вещей у простых граждан вызывает некоторое недоумение и опасения по поводу перевода всей «бюджетной сферы» на самоокупаемость, т.е. отказ государства от бесплатного предоставления образования, услуг медицинских учреждений и т.д.

Анализ нормативных правовых актов, направленных на реализацию указанного закона и практику их реализации в финансовой деятельности бюджетных учреждений показывает, что финансирование учредителем бюджетных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в четырех основных формах:

  • субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (далее — госзадание) государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
  • субсидии на иные цели;
  • бюджетные инвестиции;
  • гранты в форме субсидий, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов .

См.: ст. 78.1 и 79 Бюджетного кодекса РФ.

Отказ от сметного финансирования и использование финансирования в форме субсидий на выполнение госзадания означают вывод денежных средств, находящихся в распоряжении бюджетных и автономных учреждений, из-под режима бюджетных средств.

Рассматривая вопрос об отнесении бюджетных учреждений к получателям бюджетных средств, необходимо первоначально прояснить суть термина «бюджетные средства». Термин «бюджетные средства» является достаточно распространенным, используемым во многих отраслях российского права. К сожалению, действующее законодательство, в том числе и БК РФ, не раскрывают данного понятия, хотя и содержат множество других терминов, раскрываемых через понятие «бюджетные средства».

Проблема отсутствия четкого понятия «бюджетные средства» поднималась и ранее, особенно остро данная проблема проявляется в контексте нецелевого использования бюджетных средств. Как отмечает Д.Л. Комягин, «хотя определение того, что подразумевается под «бюджетными средствами», в действующем законодательстве отсутствует, четкая, установленная законом дефиниция данного термина была бы весьма полезна для разрешения значительного количества споров, возникающих при осуществлении государственными органами своих контрольных функций» .

Комягин Д.Л. Проблемы определения бюджетных средств // Право и экономика. 2000. N 7. С. 28 — 30.

Так, Н.Г. Деменкова рассматривает понятие «бюджетные средства» в широком и узком смыслах. В широком смысле бюджетные средства представляют собой денежные средства, зачисленные в доход (зачисленные на счет) соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .

Деменкова Н.Г. Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств: Дис. . канд. юрид. наук. Благовещенск, 2007. С. 20.

Бюджетные средства в узком смысле — это денежные средства, фактически распределенные главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям, соответственно, в формах, предусмотренных БК РФ .

Предложенные формулировки представляются интересными и имеют право на существование при проведении теоретических исследований, однако практическое применение, в том числе закрепление терминов в нормативных правовых актах, требует однозначности и четкости определений.

Другой вариант понятия «бюджетные средства» предлагается Р.Р. Фазыловым. Этот вариант тоже носит условный характер, так как автор акцентирует внимание на широту понимания понятия. В широком понимании бюджетные средства представляют собой совокупность денежных ресурсов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, предназначенных для финансового обеспечения выполняемых ими задач и функций .

См.: Фазылов Р.Р. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2005. С. 37.

Данная широкая интерпретация термина «бюджетные средства», скорее всего, основывается на понятии «консолидированный бюджет Российской Федерации», однако с указанной точкой зрения нельзя согласиться, так как она не учитывает один из ключевых принципов бюджетной системы — принцип самостоятельности бюджетов.

Для сравнения следует обратиться к законодательному опыту наших ближайших соседей. В п. 11 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины содержится следующее определение бюджетных средств — надлежащие в соответствии с законодательством поступления бюджета и расходы бюджета.

Закон, Кодекс вiд 08.07.2010 N 2456-VI // Вiдомостi Верховноi Ради Украiни (ВВР). 2010. N 50-51. Ст. 572.

По Бюджетному кодексу Республики Казахстан бюджетные средства — деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме . Бюджетный кодекс Республики Казахстан трактует понятие довольно расширительно, помимо непосредственно денежных средств включаются и иные активы, выраженные в денежной форме. Однако данное определение не позволяет определить, в какой момент денежные средства становятся бюджетными, а в какой момент перестают ими быть.

П. 12-2 ч. 1 ст. 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV // Казахстанская правда. 2008. 5 декабря.

Бюджетный кодекс Республики Беларусь , так же как и Бюджетный кодекс Российской Федерации, оперирует понятием «бюджетные средства», использует его для формирования других определений, но при этом не раскрывает его значение.

Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. N 412-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 183, 2/1509.

Исходя из анализа законодательного опыта данных стран можно сделать вывод о различных подходах к пониманию понятия «бюджетные средства».

Вместе с тем независимо от различий государств и правовых систем бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях, так, в Российской Федерации при использовании бюджетных средств должны соблюдаться такие принципы бюджетной системы, как эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевой характер бюджетных средств.

Рассматривая предоставляемую бюджетному учреждению субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания, необходимо отметить тот факт, что в соответствии со ст. 69.1 БК РФ данные средства относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Но при этом, учитывая, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, субсидия на выполнение государственного задания, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств .

См.: письмо Минфина России N 02-13-07/3919, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-545 от 26.09.2012 «По вопросам исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений» // Официальные документы в образовании. 2012. N 34.

С точки зрения изложенной выше позиции Минфина России, данные бюджетные ассигнования, распределяемые учредителем бюджетного учреждения, с момента предоставления указанных средств бюджетному учреждению перестают считаться бюджетными средствами.

Все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе и средства, предоставляемые из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), средства, поступающие на иные цели (целевые субсидии), являются поступлениями, составляющими доход бюджетного учреждения.

В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора (контракта), заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба), средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения (по приносящей доход деятельности) .

Письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 «По вопросу отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате обязательств с удержанием санкций» // Официальные документы в образовании. 2013. N 20.

Денежные средства от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также от приносящей доход деятельности учитываются на одном и том же лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений. В соответствии с ч. 15 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений с данного лицевого счета осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Читайте также:  Для чего используются средства выразительности языка

Субсидия на иные цели и бюджетные инвестиции учитываются на отдельном лицевом счет . В соответствии с ч. 16 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ расходование средств целевых субсидий и бюджетных инвестиций осуществляется после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом.

Пп. «б» п. 5 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Казначейства России от 29.12.2012 N 24н (далее — Порядок открытия и ведения лицевых счетов) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 20.

К сожалению, действующее законодательство содержит определение понятия «субсидия» только в контексте межбюджетных трансфертов и субсидий, предоставляемых юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу положений ч. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В то же время остаются формально неопределенными понятия «субсидия на выполнение государственного задания» и «субсидия на иные цели, предоставляемая автономным и бюджетным учреждениям».

Таким образом, в Бюджетном кодексе РФ можно выделить несколько самостоятельных видов субсидий, но при этом вполне очевидно отсутствие их должной систематизации.

В отличие от субсидии на выполнение госзадания субсидия на иные цели пока остается наименее урегулированным видом финансового обеспечения учреждений как в отношении содержания самого понятия «субсидии на иные цели», так и в отношении состава и целей расходования средств субсидии .

Богачева О.В. Проблемы состава, формирования и предоставления вузам субсидий на иные цели // Бюджет. 2013. N 1.

Порядок расходования субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций (предоставленных в виде субсидий) бюджетными учреждениями имеет определенное сходство с порядком расходования бюджетных средств:

  • целевой характер использования средств;
  • проверка документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств и соответствие содержания операций кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
  • санкционирование платежей Федеральным казначейством.

При этом исключением из обязательности санкционирования оплаты денежных обязательств с отдельного лицевого счета является направление учреждением-должником средств целевых субсидий на исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах .

Пп. 5 п. 20 п. 5 Порядка открытия и ведения лицевых счетов.

Кроме того, не использованные в текущем финансовом году остатки средств целевых субсидий и бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Конкретные условия предоставления целевых субсидий определяются в соответствующем соглашении, заключаемом между учредителем и получателем субсидии. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:

  • целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
  • порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
  • порядке и сроках представления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) содержит составы правонарушений, предусматривающих нарушение юридическим лицом — получателем бюджетных инвестиций или субсидий (ч. 2 ст. 15.15.4 и ч. 2 ст. 15.15.5 соответственно) условий их предоставления, при этом в них содержится указание о том, что в действиях правонарушителя не должно содержаться признаков нецелевого использования бюджетных средств.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в БК РФ и КоАП РФ, в том числе касающиеся нецелевого использования бюджетных средств.

СЗ РФ. 2013. N 31. Ст. 4191.

Так, ст. 306.4 БК РФ устанавливает, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Такое конструирование составов данных административных правонарушений позволяет сделать выводы о том, что законодатель относит субсидии, предоставляемые юридическим лицам, в том числе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели для автономных и бюджетных учреждений, и бюджетные инвестиции к бюджетным средствам, при том что в соответствии с ч. 1 ст. 152 БК РФ коммерческие юридические лица и физические лица не относятся к участникам бюджетного процесса. Более того, в соответствии с ранее действовавшими редакциями статей БК РФ и КоАП РФ к ответственности за нецелевое использование привлекались исключительно получатели бюджетных средств.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с определением, содержащимся в ст. 6 БК РФ, под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В то же время в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 «О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации» при осуществлении бюджетных инвестиций федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, вправе:

СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 52.

  • предоставить бюджетным учреждениям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти — получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и бюджетными учреждениями;
  • передать по решению Правительства Российской Федерации организациям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществление на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации в лице органа власти государственных контрактов;
  • принять решение об осуществлении бюджетными учреждениями бюджетных инвестиций в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, при строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, и техническом перевооружении) или приобретении объектов при условии соблюдения организациями положений, касающихся организации бюджетного учета, замены реквизитов и счетов.

Таким образом, отсутствие легального определения понятий «бюджетные средства», «субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания», «субсидия на иные цели, предоставляемая автономным и бюджетным учреждениям» создает трудности в правоприменительной практике, в частности в применении различных видов юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

Все это в совокупности свидетельствует не только об остроте проблемы финансирования государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, но и о многогранности и сложности перехода на новый порядок формирования денежных фондов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений.

В этой связи представляется целесообразным дополнить статью 6 Бюджетного кодекса РФ новыми четко сформулированными понятиями, используемыми в связи с изменениями в законодательных актах Российской Федерации в целях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений в рамках Федерального закона N 83-ФЗ.

Читайте также:  Хорошие средства для умывания лица для комбинированной кожи

На наш взгляд, под бюджетными средствами следует понимать денежные средства, зачисляемые в качестве доходов на единый счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и расходуемые в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Источник

Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 26.12.2016 2016-12-26

Статья просмотрена: 5683 раза

Библиографическое описание:

Иванченко, Ю. П. Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования / Ю. П. Иванченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37366/ (дата обращения: 25.04.2021).

Экономический словарь дает определение бюджетному финансированию как денежное обеспечение, предоставляемое в безвозвратном порядке, где денежные средства на расходы, взаимосвязанные с реализацией государственных программ, содержанием государственных организаций, предоставляются из государственного (местного) бюджета. [1]

Без бюджетного финансирования такие сферы как образование, наука, здравоохранение, культура не будут иметь возможность развития. Однако в условиях современного реформирования способы финансирования бюджетных учреждениях постоянно изменяются.

Мы знаем, что бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для осуществления работ, оказания услуг в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. [2, ст. 9.2.]

Бюджетное учреждение потребляет бюджетные средства соразмерно с утвержденной сметой расходов и доходов, в которой отражена вся доходность учреждения, получаемая в виде бюджетных средств, а также от коммерческой и иной деятельности. При реализации сметы расходов и доходов учреждение имеет право независимо расходовать средства, принятые из внебюджетных источников. Бюджетное учреждение не обладает правом вступать в займовые взаимоотношения с кредитными организациями, другими юридическими, физическими лицами.

Федеральные нормативы финансирования ежегодно утверждаются Государственной Думой единовременно с принятием закона о федеральном бюджете на грядущий год.

Источники финансирования бюджетных учреждений различны согласно действующему федеральному законодательству. Одни считаются обязательными — функционирование без них учреждения неисполнимо, другие же зависят как от инициативы и возможностей управляющего бюджетным учреждением, так и внешних факторов — социально-экономических и правовых. Обязательной является бюджетная субсидия на осуществление государственного или муниципального задания, которую может получить каждое бюджетное учреждение.Учредителемустанавливается размер субсидииисходя из следующих факторов:

− при расчете субсидии обязательно должны быть учтены расходы учреждения на содержание особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, закрепленных учредителем за учреждением и расходы на оплату налогов;

− расчет субсидии выполняется с учетом нормативных затрат на оказание бюджетным учреждением услуг юридическим и физическим лицам, и нормативных затрат на содержание муниципального или государственного имущества.

Предоставление бюджетной субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания предполагается федеральным законодательством. Главным вопросом является то, на какие собственно цели, не отнесенные к выполнению муниципального или государственного задания, бюджетные учреждения могут получать данные субсидии от учредителя. Согласно практики учредителей эти цели имеют разнообразную вариацию: повышение квалификации и обучение сотрудников, устранение последствий после стихийных бедствий, субсидии на приобретение основных средств, погашение задолженности по кредитам, проведение реконструкции или капитального ремонта, осуществление различных мероприятий в рамках целевых программ, проведение значимых мероприятий, воплощение грантовых проектов, реализация мероприятий, приуроченных к началу деятельности учреждения и т. д.

Руководителю бюджетного учреждения требуется внимательно рассмотреть соответствующие нормативные правовые акты своего учредителя, с целью понимания того, начто именноему могут предоставить субсидии, какова процедура их получения и как определяется их размер.

Финансирование образовательных учреждений происходит на основе государственных и местных нормативов финансирования из расчета на одного обучающегося по каждому виду и типу образовательного учреждения.

Региональные и местные показатели финансирования обязаны принимать во внимание специфику образовательного учреждения и быть достаточными для возмещения усредненных по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования учреждения.

Схема финансирования муниципальных и государственных образовательных учреждений предопределяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Бюджетные образовательные учреждения могут потреблять бюджетные средства только на:

− оплату труда работников согласно заключенным трудовым договорам и правовым актам, регулирующим размер заработной платы относительно категории работника;

− перевод страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

− командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

− оплату работ, услуг и товаров по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

− оплату работ, услуг и товаров в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. [3, ст. 70]

Использование бюджетными учреждениями бюджетных средств на другие цели не допустимо, так как согласно организационно-правовой форме бюджетные учреждения формируются с целью выполнения функций некоммерческого характера. Несмотря на это, в современном обществе осталось мало бюджетных учреждений, функционирующих за счет бюджетного финансирования и не получающих прибыли от коммерческой деятельности. Причиной тому служит существенное недофинансирование получателей бюджетных средств, что принуждает управляющих учреждений находить нетрадиционные способы приобретения денежных средств, и многие из них относятся к предпринимательской деятельности.

Коммерческая деятельность является частью предпринимательской деятельности и имеет отличия от нее только тем, что не содержит сам процесс оказания услуг или производства товара. Иными словами всякая организация, предоставляющая на рынок продукты труда своих работников, а, следовательно, вовлеченная в процесс обмена, может относиться к категории субъектов продажи.

Трактование термина «коммерческий» заключает в себе, первоначально, практическое значение, так как организация работы коммерческих служб подразумевает учет большого количества специфических особенностей, начиная с экономических основ и заканчивая структурой документооборота.

Средства, приобретенные от коммерческой деятельности, помогают разрешить бюджетному учреждению большинство социальных вопросов, связанных с повышением условий труда и отдыха штатного персонала, вдобавок в положенный срок обновить изношенные объекты основных средств. При всем этом, в отдельных случаях, законодательство сохраняет прямой запрет на ведение предпринимательской деятельности. Не воспрещается производить деятельность, доставляющий доход, таким бюджетным учреждениям как, к примеру, учреждениям здравоохранения и образования.

Коммерческая деятельность учреждением возможна, если в учредительной документации это учтено специальным пунктом, т. е. в уставе (положении) должны быть обозначены виды разрешенной деятельности. Тогда доходы и обретенное за счет этих доходов имущество зачисляются в самостоятельное распоряжение учреждения и числятся на отдельном балансе. Разрешение, на исполнение предпринимательской деятельности, учреждение принимает у вышестоящего распорядителя бюджетных средств.

Реализация учреждением доходной деятельности обязательно возлагает такие требования, как получение соответствующей лицензии. В том случае, когда коммерческая деятельность приносит убыток основной деятельности учреждения, то вышестоящий распорядитель бюджетных средств имеет возможность и право ее прервать до решения суда по этому вопросу.

До приобретения права на возможность ведения предпринимательской деятельности, учреждению требуется открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, на котором следует отдельно принимать во внимание операции по такой деятельности. Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения. Отсюда следует, что реализация бюджетным учреждением предпринимательской деятельности представляется законной процедурой. Вместе с тем, значительным вопросом является точная организация учета расходов и доходов от предпринимательской деятельности.

После выплаты всех налогов и сборов бюджетное учреждение учитывает в смете расходов и доходов, на текущий год, в полном объеме доходы, вырученные от предпринимательской или иной деятельности. Доходы отображаются в доходах соответствующего бюджета как от предоставления платных услуг, либо как доходы от эксплуатируемого имущества, числящегося в государственной собственности.

На основе вышеизложенного мы можем сделать вывод, что государственные средства в Российской Федерации обращены в разном порядке и на различные цели.Основная сумма денежных средств направляется и потребляется путем финансирования. Финансирование бюджетных учреждений имеет два основных источника: путем реализации коммерческой деятельности и государственное финансирование. И несмотря на увеличение объемов финансирования бюджетные образовательные учреждения продолжают сталкиваться с многочисленными проблемами, к примеру, инфляционные факторы, негативно воздействующие на положительную динамику роста объемов бюджетных средств. [4]

  1. Экономический словарь // Бюджетное финансирование. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/3802.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 37–ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О некоммерческих организациях».

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ (ред. от 30.11.2016).

  1. Гарифуллина Н. Ю., Гуртов. Финансовое обеспечение // Экономика образования. — 2011. — № 1. — С. 5–17.

Источник