Меню

Чем полировать эбонит домашними средствами



УХОД ЗА ЭБОНИТОВЫМ МУНДШТУКОМ
(как вернуть эбонитовому мундштуку блеск)

Каждый из нас любит свои трубки и каждому нравится благородный блеск эбонитовых мундштуков. Но вот в какой-то момент мы с ужасом замечаем, что ещё, казалось бы, вчера сверкавший мундштук потерял свой блеск, приобрёл сероватый оттенок и, о ужас! – позеленел или побурел. Паника! Драма! Почти трагедия!

Меня спрашивают: что же делать с таким мундштуком, как на картинке, на что я с юмором отвечаю (из письма дословно).

«Элементарно, Ватсон:))) Берёшь мундштук и шкурку №320. Шкуришь, пока не доберёшься до чёрного. В районе соединения с чубуком работать аккуратно и шкурку использовать на плоской палочке, чтобы не закатать торец. Потом проходишь всё шкуркой №600. Потом №800. Потом №1000. Можно и выше, но не обязательно. Потом на фетровом круге ( а если нет, то вручную на фетре или фланели) с тонкой пастой. Потом то же самое со сверхтонкой пастой. Ну, и протираешь до глянца чистой фланелью или полируешь на чистом фетровом, а лучше мягком нитяном круге».

.При покупке трубок часто спрашивают: из какого материала сделан мундштук, отдавая предпочтение эбонитовому. Оно и понятно: они мягче, более приятны на прикосновение губами, комфортнее. Однако каждый опытный трубокур знает, что содержать в надлежащем состоянии эбонитовые мундштуки сложнее, нежели акриловые. Эбонит бывает разный, подвенженный окислению в большей или меньшей степени, но «неубиваемого», к сожалению, нет. Воздействие естественного света, особенно солнечного, тепла, воды (уж не говорю про спиртное) и даже воздуха рано или поздно приводит к окислению эбонита. На поверхности появляется зеленоватый, бурый или почти коричневый оттенок. Если вовремя не принять меры, то придётся делать то, о чём написано выше. Кому-то это надо?

Можно мне отдать. Я этим каждый день занимаюсь (самая паршивая по однообразию работа) – сделаю и для вас за небольшие деньги, но следует учитывать, что эбонит не вечен и рано или поздно протрётся до дыр, как на следующем фото.

Во время курения на мундштук воздействует не только тепло от горящего табака, но и наша слюна. Она слегка кислая и участвует в процессе окисления мундштука. Простейший способ противодействовать этому – протирать мундштук мягкой тканью (фланель) после каждого курения снаружи и мягким ёршиком внутри, в дымовом канале.

Прямое воздействие солнечных лучей превратит ваш сверкающий чёрный мундштук в позеленевшее чудовище быстрее, чем вам кажется. Курите на улице? – Курите себе, но не забывайте сразу же протереть мундштук (и стамель заодно) и уберите трубку в карман или «портпайп» (так я сумку для трубок называю). И уж не дай Бог бросать трубку на «торпеду» в автомобиле, а тем более оставлять её там надолго.

Храните трубки в сухом, прохладном, малоосвещённом месте, а если храните их в специальной витрине, то не размещайте её возле окна или иного источника естественного света.

Трубка, находящаяся в ротации, может куриться не часто. Может очень редко, может вообще не куриться, но мундштуки в любом случае подвергаются воздействию кислорода воздуха да и других компонентов в неё имеющихся. А это значит, что мундштуки следует периодически (раз в неделю или раз в две недели) чистить профилактически. Есть специальные жидкости, которыми на мягкой ткани протирают мундштуки. Есть даже специальные для этой цели сделанные ткани, но можно протереть и обычной мягкой тканью, обновив полировку мундштука. О специальных маслах, и доморощенных способах обработки мундштуков умолчу, поскольку информации об этом в интернете – пруд пруди. Важна мысль, а воплощение каждый сам додумает.

Если же мундштук уже начал зеленеть. Только начал… То у американцев есть такое масло: «Obsidian Pipe Stem Oil». Стоит оно долларов 8-10. Производители говорят, что возвращает блеск мундштуку запросто. Есть подобное и у других производителей в других странах. Можно попробовать. Но лучше подобного не допускать.
Пусть ваши мундштуки всегда будут такими, как этот!

Общий перечень курительных трубок на сайте

Источник

Полировка эбонитового мундштука

#101 gnom

  • Член клуба
  • 726 Сообщений:
    • Location Germany

    #102 (z2)

  • Вновь прибывший
  • 30 Сообщений:
  • #103 Sergey

  • Член клуба
  • 2590 Сообщений:
    • Location Красноярский пайпклуб, существует с 2004 г. / зарег. на форуме — 03.11.2003 г.

    Эдуард Валентинович, эти пасты, что Вы показали, жидкие, они для «ручной» полировки. Купите пасту DIALUX белую, она продается там же, где Вы покупали станок и круги, обычно это м-н для проф. ювелиров.
    У меня станок точно такой же, только без гибкого привода, а с конусами. Эбонит полирую белой пастой DIALUX на 2000-2500 об./мин, бриар — той же пастой, только оборотов побольше — 5000-7000 об./мин, потом чистым кругом на максимальных оборотах. Круги предпочитаю белые, желтые грубоваты.

    #104 Папа Карло

  • Член клуба
  • 2889 Сообщений:

  • Sergey, дата сообщения: Feb 9 2009, 03:58 PM
    Эдуард Валентинович, эти пасты, что Вы показали, жидкие, они для «ручной» полировки. Купите пасту DIALUX белую, она продается там же, где Вы покупали станок и круги, обычно это м-н для проф. ювелиров.
    У меня станок точно такой же, только без гибкого привода, а с конусами. Эбонит полирую белой пастой DIALUX на 2000-2500 об./мин, бриар — той же пастой, только оборотов побольше — 5000-7000 об./мин, потом чистым кругом на максимальных оборотах. Круги предпочитаю белые, желтые грубоваты.

    С уважением,
    Сергей

    Сергей- тут всё зависит ещё и от размера кругов. Я работаю с кругами не менее 250мм диаметром и только с непрошитой фланелью. Муслин и уж тем более жёлтый муслин действительно очень грубые.
    При больших кругах 250-300мм дмаметром большие обороты не нужны- я работаю на 1750 и ниже ( до 1250), есле гнать быстро- то очень легко сполировать форму как трубки так и мундштука.
    Чем меньше диски- тем больше оборотов нужно давать. Расчтитать обороты можно исходя из дистанции проходимой кругом в секудну. Практически все Мастера с кем я знаком работают с кругами 300мм и больше. Для груга 300мм 1500-1750 оборотов наиболее предпочтительны.


    нету у меня никакой серы, и наждачка мне не нужна.

    Не противоречте сами себе- есле мундштук потерял блест, посерел или позеленел- это означает выход свободной серы из вулканита. В этом случае без шкурки не обойтись никак. Можно конечно пытаться сполировать этот слой- но скорее всего вы испортите форму мундштука и результатом будите недовольны.
    На машиннвх трубках мундштуки не из прутка а формованные — качество вулканита на этих мундштуках очень низкое. Есле не хотите мучиться с ними- поменяйте мундштуки ( есле конечно в этом есть какойто смысл) или постоянно их подполировывайте. Но вернуть им блеск без шкурки у вас не получится.


    Мне простой ответ нужен: возьми такой-то состав, нанеси его таким-то образом на круг или мунштук, включи станок на столько-то оборотов, и полируй такими-то движениями, с такой-то силой прижатия, столько-то минут. Будет блестеть.

    А на так поставленный вопрос вам вообще никто не сможет ответить, особенно про движения Мундштуки все разные и каждый требует своего подхода. Давления практически никакого- пусть работает компаунд и колесо. Но тем не менее -начинать нужно всё время со шкурки- это я вам как макетчик говарю а не только как резчик.

    #105 (z2)

  • Вновь прибывший
  • 30 Сообщений:

  • Sergey, дата сообщения: Feb 9 2009, 03:58 PM
    Купите пасту DIALUX белую

    Побежал покупать. А у них в каталоге ещё жёлтая есть, на класс выше.


    У меня станок точно такой же, только без гибкого привода

    Можно считать что и у меня без гибкого. Купил весь комплект, а диаметр втулки на приводе, меньше чем на валу примерно на 0,5 мм. Не налазит. )) Позвонил в головной офис всем известной компании, ответ шокировал — ничего страшного, проточите на токарном станке. (((


    Эбонит полирую белой пастой DIALUX на 2000-2500 об./мин

    В отношении нашего станка это какое деление на шкале?


    потом чистым кругом на максимальных оборотах.

    Вот она истина! Спасибо Сергей. Рука не поднималась максимальные обороты включить, боялся.


    Круги предпочитаю белые, желтые грубоваты.

    P.S. А у вас круги какого диаметра? У меня 150. И ещё вопрос, вы для этого станка круги волосяные и щетиновые используйте? И для чего?

    Added:


    Сергей- тут всё зависит ещё и от размера кругов.

    Окружную скорость рассчитывают по формуле (п*d*n)/1000 м/мин где п=3,14 d — диаметр круга в мм. n — число оборотов круга в мин. Т.е. на моём станке с кругом 150 мм. на скорости 3000, окружная скорость получается 1413 м/мин. А у вас сколько? Т.е. давайте посчитаем какие нам нужны значения, и не будем обращать внимание на разницу в диаметре кругов.

    #106 Sergey

  • Член клуба
  • 2590 Сообщений:
    • Location Красноярский пайпклуб, существует с 2004 г. / зарег. на форуме — 03.11.2003 г.

    Папе Карле (или Карлу? запутался):
    Леша, ты прав на счет оборотов/линейной скорости, но к этому станку идут круги не более 150 мм, какой и показан на фото. Я пользую тоже 150 мм, больше — высота оси вала над базой не позволяет. Поэтому оборты я привел именно для этого круга. Если пересчитаешь на 250-300 мм, большой разницы в линейной скорости не будет.

    z2:
    На счет желтой пасты — не знаю, мне Папа Карло 3 года назад сказал «белая», я белую и пользую. М.б. у желтой абразивности маловато . короче, от добра добра искать не стал.

    По шкале: на глазок. Считаем, что шкала линейная. Максимум — это 7000 об./мин. У меня FOREDOM BL-2 — до 7000 об/мин, у 3340 — не знаю, но морда такая же.

    Волосяную щетку пользовал пару раз для обновления бласта, вернее, превращения его из черного в цвет . сырокопченой колбасы.

    На приличных оборотах хорошо держите тоубку. Зевнешь — вырывает. Было, правда без последствий. Лучше напротив повесить что-нить мягкое или сетку.

    И по оборотам на полировку бриара даю корректировку — 4000-5000 об/мин (я чет думал, что там максимум 9000 об/мин, посмотрел, 7000), сначала пастой, потом карнаубой. На максимуме (7000 об/мин) — только финиш чистым кругом.

    Полировал и себе и одноклубникам, всем нравится. Блестят как котовы .
    С уважением,
    Сергей

    #107 (z2)

  • Вновь прибывший
  • 30 Сообщений:
  • #108 hebi

  • Член клуба
  • 3943 Сообщений:
  • #109 (z2)

  • Вновь прибывший
  • 30 Сообщений:

  • yabuhebi, дата сообщения: Feb 10 2009, 06:23 AM
    прижимать как раз сильно и не надо — улетит к иб..м
    и сетки никакие не помогут

    Дак и улетела уже, сразу, благо недалеко. )))

    #110 Sergey

  • Член клуба
  • 2590 Сообщений:
    • Location Красноярский пайпклуб, существует с 2004 г. / зарег. на форуме — 03.11.2003 г.

    Эдуард Валентинович, бриар после такой полировки блестит долго, а вот эбонит, если плохой, окисляться меньше не перестаёт, особенно у загубника. Чудес, увы, не бывает.
    Маслицем оливковым межполировочный период продлить можно, но . пару-тройку раз в год процедура неизбежна, если хотите иметь аккуратную трубку. Я только раз столкнулся с ситуацией, что не удалось добиться блеска котовых . , на редкость дерьмовый эбонит был. М.б. стоило начать с пасты погрубее, да трубка того не стоила, чтоб заморачиваться.

    PS Выбор пасты очень важен. Я как-то попытался отполировать набор кухонных ножей (рукоятки) . Вроде на эбонит похоже, но кажись мягче. Белой пастой вообще не полируются. А вот серебро белой пастой полируется просто на ура.

    #111 (z2)

  • Вновь прибывший
  • 30 Сообщений:

  • PS Выбор пасты очень важен.

    Съёздил сегодня к «ювелирам». Купил красную пасту (всё что было в наличии) заказал белую, голубую, и жёлтую. Ещё купил верёвочный круг, несколько волсяных для эксперемента, и заказал тканевых, непрошитых, т.е. самые мягкие. А ещё надфили купил, 6-й класс, ну очень нежные, потом тиски шаровые, ещё что-то. Эх, лучше бы туда не ездить. )))))) Больная голова рукам покоя не даёт (

    #112 Zeek

  • Член клуба
  • 2063 Сообщений:
    • Location Москва

    Трубка, это не смена имиджа, это стиль жизни. ©

    #113 hebi

  • Член клуба
  • 3943 Сообщений:
  • #114 Sergey

  • Член клуба
  • 2590 Сообщений:
    • Location Красноярский пайпклуб, существует с 2004 г. / зарег. на форуме — 03.11.2003 г.

    yabuhebi, дата сообщения: Feb 10 2009, 12:24 PM
    красную — зря
    запыхаетесь отчищать, проверено
    на эбоните кстати может и плюс — все глюки сразу покажет, и пока не уберете — красный останется

    +1.
    Тоже наступал на эти грабли.

    #115 GilGalad

    Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club

  • Член клуба
  • 4825 Сообщений:
    • Location Grey Havens

    Churchwarden & Latakia preferably

    Стяжите Дух Мирен и тысячи вокруг вас спасутся!

    #116 Dr.Tsuker

  • Член клуба
  • 1697 Сообщений:
    • Location Москва

    «Иметь под рукой интернет, иметь общение с трубочными клубами, иметь возможность взять совершенно бесплатно и без напряга опыт огромного количества людей И НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ — это уже какая-то особая форма мазохизма.» © Georg

    «Для этого и живет человек — чтоб кому-то хорошо было. » © Finn

    «Делать трубки, курить, коллекционировать — разные темы, разные взгляды на трубку.» © Grech

    «Хорошо и весело — это когда талантливо и от знакомых.» © Laszlo Kovacs

    «. моё отношение к трубкам начинается с того, что я люблю трубки. И на этом пожалуй и заканчивается.» © Shtin_Andrey

    #117 GilGalad

    Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club

  • Член клуба
  • 4825 Сообщений:
    • Location Grey Havens

    Churchwarden & Latakia preferably

    Стяжите Дух Мирен и тысячи вокруг вас спасутся!

    #118 IvanovIV

  • Модераторы
  • 3932 Сообщений:
    • Location Msk

    Фото в студию. Но подозреваю, что без наждачки или полироли с абразивом не обойтись.

    Хотя ежли трубка новая и куплена в магазине, то можно попросить заменить. Менять, правда, хорошо до любых действий с трубкой

    #119 Dr.Tsuker

  • Член клуба
  • 1697 Сообщений:
    • Location Москва

    «Иметь под рукой интернет, иметь общение с трубочными клубами, иметь возможность взять совершенно бесплатно и без напряга опыт огромного количества людей И НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ — это уже какая-то особая форма мазохизма.» © Georg

    «Для этого и живет человек — чтоб кому-то хорошо было. » © Finn

    «Делать трубки, курить, коллекционировать — разные темы, разные взгляды на трубку.» © Grech

    «Хорошо и весело — это когда талантливо и от знакомых.» © Laszlo Kovacs

    «. моё отношение к трубкам начинается с того, что я люблю трубки. И на этом пожалуй и заканчивается.» © Shtin_Andrey

    #120 GilGalad

    Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club

  • Член клуба
  • 4825 Сообщений:
    • Location Grey Havens

    IvanovIV, дата сообщения: May 19 2009, 07:51 PM
    Фото в студию.


    Если б не места, где виден чёрный цвет на бракованном мундштуке, я бы подумал, что это специальный эффект «состаренности».


    IvanovIV, дата сообщения: May 19 2009, 07:51 PM
    Хотя ежли трубка новая и куплена в магазине, то можно попросить заменить. Менять, правда, хорошо до любых действий с трубкой

    Никаких действий окромя описанных я не производил, и трубка куплена в магазине www.smoke.co.uk, но боюсь, что обмен может затянуться на несколько месяцев, учитывая то, что до меня она шла 47 дней.

    Churchwarden & Latakia preferably

    Стяжите Дух Мирен и тысячи вокруг вас спасутся!

    Источник

    Грунтовка, лакировка и полировка поверхностей

    Просушенную окрашенную поверхность протирают вдоль волокон древесной стружкой для удаления мелких шероховатостей. Для заполнения пор древесины окрашенную поверхность грунтуют. В качестве порозаполнителей применяются тальк, мел, глина-каолин и т. д. Чтобы получить соответствующий цвет, в них добавляют кра­ску. Грунтовка необходима для создания слоя, способствующего прочному сцеплению внешнего слоя лака с древесиной. Порозаполиители разводят в различного рода прозрачных и полупрозрачных жидкостях — столярном или казеиновом клее, олифе, лаке и т. п. — в зависимости от того, каким способом обрабатывается поверхность. После того как грунтовка закончена, изделие следует хорошо высу­шить. Сушка производится в течение шести-семи дней в помещении с равномерной комнатной температурой. Затем поверхность вновь обрабатывается наждачной бумагой № 170—200, обернутой вокруг обитого сукном деревянного бруска. Брусок при шлифовке нужно двигать вдоль волокон древесины. Шлифовать поверхность следует до появления на ней глянца. Отделка деревянной поверхности за­вершается лакировкой и полировкой.

    Для лакировки применяют спиртовые, масляные и нитроцеллю-лозные лаки. Лаки наносят на поверхность несколько раз (спирто­вые до 4 раз, масляные и- нитроцеллюлозные до 6 раз), давая каж­дому слою хорошо просохнуть. Первые слои после высыхания шли­фуют шкуркой, а затем пемзой. Последние один-два слоя обычно не шлифуют. При использовании спиртовых лаков применяют сухое шлифование, при нанесении масляных j\ нитроцеллюлозных лаков— мокрое, с помощью пемзы с водой или керосином.

    В случае использования нитролакового покрытия для получения блеска и зеркальной поверхности производят так называемую располировку, используя полировочную пасту № 290, состоящую из касто­рового масла, глинозема, вазелинового масла и керосина. Располировка производится суконкой, цигейкой, фетром или фланелью. После располировки поверхность смачивают политурой и для удаления остатков полировочной пасты и жирных пятен протирают суконкой или фланелью. Политура состоит из смеси полировочной пасты № 18 (5 частей), керосина (1 часть) и воды (7 частей). Сначала пасту смешивают с керосином до образования однородной массы, а затем взбалтывают с водой. Первый слой политуры наносится концентриро­ванным раствором (10—14%), последующие — разбавленным (8%).

    Слоев должно быть два — четыре, но иногда может быть больше (до восьми.

    Для нанесения политуры применяется тампон, изготовленный из шерсти, обернутой полотняной тканью. Необходимо иметь разные тампоны для политур различной концентрации. Тампоны не должны засыхать, поэтому их следует хранить в закрытой посуде. Политуру следует наливать внутрь тампона; окунать тампон в политуру не до­пускается (во избежание потеков).

    В начале полировки, чтобы облегчить движение тампона, на его поверхность наливают несколько капель подсолнечного или льняного масла (в конце полировки масло не употребляют). Движение тампо­на во время полировки должно быть равномерным без остановки, так как из-за остановки даже на самое короткое время может раство­риться ранее нанесенный слой и полировка будет «сожжена». Тампон должен быть равномерно смочен. Если он оставляет на поверхности следы, это говорит о том, что он смочен недостаточно.

    Первая полировка вначале делается круговыми движениями. Второй слой наносится по спирали и зигзагообразно: сначала в од­ном направлении, потом в противоположном. Поверхность при этом приобретает равномерный зеркальный блеск. Третий слой наносится сначала зигзагообразными, а затем прямыми возвратными движе­ниями, и поверхность приобретает чистый зеркальный блеск. Четвер­тый слой наносится движениями в виде восьмерок. Окончательно обработанная поверхность протирается чистым спиртом. Чтобы избе­жать потеков и добиться равномерного распределения слоя, обраба­тываемую поверхность рекомендуется располагать горизонтально. Описанный способ полировки позволяв! получить высокое качество обработки поверхности, но довольно-таки сложен. Если предъявить не столь высокие требования, то можно применить более простой способ.

    При упрощенном способе процесс обработки деревянной поверх­ности начинают с ее окрашивания. Окраска поверхности в коричне­вый цвет любого оттенка может быть произведена бейцем, раство­ренным в горячей воде. Концентрацию раствора берут в зависимости от желаемого оттенка. Краску наносят на поверхность тампоном, после чего изделие просушивают при комнатной температуре в тече­ние 2—3 ч и протирают для снятия ворса куском дерева мягкой по­роды, предварительно зачищенным до блеска. Далее на окрашенную поверхность пульверизатором, применяемым для распыления одеколо­на, наносят политуру (№ 13 или 14). Политура при этом должна лечь равномерно по всей поверхности. Надо следить также за тем, чтобы на поверхности не образовались капли, которые могут создать потеки. За один прием наносят пять-шесть слоев политуры, после че­го изделие в течение 6—8 ч просушивают при комнатной темпера­туре. Затем снова наносят несколько слоев политуры и поверхность снова просушивают. Процесс этот продолжают до тех пор, пока слой политуры не покроет равномерно всю поверхность и поры дерева не будут видны.

    Может получиться, что отдельные небольшие участки окажутся недостаточно покрытыми политурой. Их можно дополнительно по­крыть сгущенной политурой, которая получается при испарении спир­та, если налить политуру в мелкий, достаточно широкий сосуд и вы­держать ее в течение 10—18 ч. Затем поверхность просушивают в течение трех — пяти суток, мелкой шкуркой удаляют с нее все не­ровности и лишь тогда приступают к полировке. Полировку производят суконкой, обернув ею брусок толстой фанеры Чтобы суконка не собиралась в складки, ее необходимо по краям бруска приколоть кнопками.

    Рабочую поверхность суконки натирают пастой для правки бритв и обильно смачивают подсолнечным маслом. Равномерным, с неко­торым нажимом, движением суконки по обрабатываемой поверхности снимают мельчайшие неровности, пока она не приобретет зеркальный блеск. В процессе полировки время от времени нужно вытирать не­большой участок полируемой поверхности чистой льняной тряпочкой и проверять качество полировки. Если поверхность окажется доста­точно гладкой, ее вытирают подсолнечным маслом и лишь после этого снова чистой тряпкой. Описанным способом можно полировать изделия из пористых пород древесины и даже с фигурной поверх­ностью. При использовании данного способа полировки нет также риска испортить («сжечь») обрабатываемую поверхность.

    Полировка эбонита. Полируемую эбонитовую панель следует предварительно обработать наждачными бумагами. После этого эбо­нит полируют до появления блеска чистым тампоном, смоченным раствором льняного масла, смешанного с самым мелким порошком наждака. Чтобы придать панели зеркальный блеск, ее натирают кус­ком замши, покрытой тонким слоем крокуса.

    Удаление пятен с полированных поверхностей. На полированной поверхности ящика радиоприемника могут появиться пятна. Присту­пая к удалению пятна, необходимо прежде всего определить его про­исхождение. Пятна неизвестного происхождения следует протирать тряпочкой, смоченной чистым бензином. Если пятно «въелось», то его протирают бензином несколько раз. Если пятно удалось свести, очищенное место протирают чистой суконкой до блеска.

    Иногда вещество, оставившее на полированной поверхности пят­но, разрушает основную полировку. В этом случае следует восстано­вить полировку, используя спирт или денатурат и льняное масло (в равных частях) Вместо масла можно применить очищенный ски­пидар. Приготовленную жидкость чистой тряпочкой наносят на пятно, составу дают подсохнуть, и затем полируют суконкой.

    Если на полированной поверхности остался след его горячего предмета, восстановить полировку можно следующими способами. Пятно протирают тампоном, смоченным несколькими каплями спирта или денатурата. Можно также сделать тампон из плотной ткани и заполнить его мелкой столовой солью. Этот тампон смачивают де­натуратом и олифой, которые берут в равных частях. Через сутки восстановленное место полируют мягкой тряпкой.

    Пятна от плесени удаляют, протирая поверхность керосином. Пятна на полированной поверхности из дуба (или под дуб) удаляют, протирая их бесцветным кремом для обуви или скипидарной масти­кой для паркетного пола. После высыхания нанесенного состава по­верхность полируют суконкой.


    Евгений Николаевич Кузьмин. Советы радиолюбителям

    Источник

    Читайте также:  В каком случае могут отказать регистрации транспортных средств