Меню

Человек как разумное существо никогда не может быть средством подобно простой вещи



Достоинство человека. Понятие человеческого достоинства говорит нам об осо­бой ценности человека

Понятие достоинства

Лекция 5 ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

Понятие человеческого достоинства говорит нам об осо­бой ценности человека. Чувство собственного достоинстваэто переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам,

Проблема достоинства была освещена в этических тру­дах выдающегося немецкого мыслителя XVIII в. Иммануи­ла Канта. Кант утверждал, что человек как разумное суще­ство никогда не может быть лишь средством подобно про­стой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоин­ство — особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, та­ким образом, достоинство — родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону — это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными вле­чениями, находящейся в тисках необходимости. Чело­век причастен разуму и свободе, и это делает его достой­ным особого положения в мире. Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человечес­кого отношения, должен обладать глубоким самоуваже­нием, признавать в себе существо с особым статусом в

бытии. При этом, утверждает великий моралист, каж­дый должен также признавать и уважать достоинство дру­гих людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

Идеи И. Канта о достоинстве стали основополагаю­щими для рационалистической этической мысли после­дних столетий. Кант основывает достоинство на разумно­сти как собственно человеческом качестве, и, будучи ав­тором безрелигиозным, ни словом не упоминает о Боге. В противоположность И. Канту вся религиозно-философ­ская западноевропейская традиция усматривает достоин­ство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, кото­рый выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним. Человек как духовное существо обладает сво­бодой — вполне Божественной прерогативой — и способ­ностью к творчеству. Его душа бессмертна, вечна, и этим он в корне отличается от всех других живых существ. С точки зрения христианства, человек должен быть смирен­ным и испытывать страх божий, и все же он обладает осо­бым достоинством и особой полнотой бытия: он соединя­ет в себе бессмертное духовное начало и телесность, плот­скую материальную завершенность. В этом смысле чело­век даже выше ангелов, потому что те — только духи, а он — универсальное единство духа и материи, посюсторон­него и потустороннего, смерти и бессмертия.

Достоинство человека — в его возможности, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно упо­требить свою свободу, добровольно протянув руку навстре­чу Христу.

Как видим, и в религиозной, и в безрелигиозной тра­диции достоинство человека понимается как его способ­ность подняться над детерминацией природными усло­виями, как способность возвыситься и стать над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОСТОИНСТВА.

Корни понятия «человеческого достоинства» уходят глубоко в древность, только рассматриваются в контексте других понятий. Когда Аристотель или Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можем предположить, что в развитии духовных способностей должно осуществляться завершение природы человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой тип личности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувства собственного достоинства, определяемым господствующими в обществе производственными отношениями.

Представления о человеческом достоинстве менялись в ходе времен. В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального развития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами. Достоинство для жителя древнегреческого полиса — это прерогатива свободного гражданина.

Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Она связывает человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность — микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм.

Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с новым пониманием человека (Петрарка, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека, независимо от социального происхождения. «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью» (А.К. Дживелегов).

Достоинство человека понимается, как способность подняться над детерминацией природными условиями, как способность возвыситься над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Она развивалась у просветителей XVIII в., которые связывали достоинство человека с обеспечением его естественных прав и рассматривали свободу как необходимое условие сохранения и развития человеческого достоинства (Ж.Ж.Руссо).

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение.

Он утверждал, что человек, как разумное существо, никогда не может быть средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Из разумности человека возникает, по И. Канту, его достоинство — особая ценность и значимость людей как личностей. Согласно И. Канту, человеческие существа реализуют свою прирожденную способность к автономии в ноуменальном мире. Именно это придает человечеству достоинство.

Читайте также:  Какие синтаксические средства выразительности использованы в строчках марины цветаевой мне нравится

Третье сословие Франции, говоря по существу, сделало науке своего времени специфический социальный заказ — найти убедительные доводы в пользу того представления, что благородство личности не зависит от родословной. Аристократам эта точка зрения чаще всего была неприемлема. Благородство чаще считалось врожденной характеристикой. Моралистика XVIII века стремилась показать, что высокие человеческие достоинства могут быть не только у аристократов по рождению, но и у просвещённых господ из т. н. «простого народа». На этом не останавливались. В работе Вольтера «Простодушный» американский индеец изображен как цельный и нравственно чистый человек, тогда как европейцы – рабы условностей. Таков был, в частности, вклад буржуазии XVIII века в познание человеческого благородства.

Проблема достоинства была освещена в этических трудах выдающегося немецкого мыслителя XVIII в. Иммануила Канта. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство родовое качество разумных существ. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

Идеи И.Канта о достоинстве стали основополагающими для рационалистической этической мысли последних столетий. Кант основывает достоинство на разумности как собственно человеческом качестве, и, будучи автором безрелигиозным, ни словом не упоминает о Боге. В противоположность И. Канту вся религиозно-философская западноевропейская традиция усматривает достоинство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, который выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним.

Сущностные силы человека могут развиваться и упорядочиваться либо обществом, либо по собственной инициативе личности.

Лишь Новое время начинает рассматривать достоинство как принадлежность всякого индивида, а не только представителей определенных сословий. За всеми людьми формально признается право быть людьми и уважать себя. Это происходит очень медленно, постепенно. Достоинство, как достояние всех и каждого, совсем недавнее явление в истории человечества. В России эта проблема рассматривается в философских, педагогических и психологических трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, революционеров-демократов В.Г. Белинского, А.Н. Герцена.

Первое понимание достоинства, как добродетельности, просто нераздельно сливает понятия «достоинство» и «достойность». Достойный человек ведет себя неизменно достойно: не унижает себя и других, соблюдает человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно Человека. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит. Он не желает делать зла и предавать «человеческое» в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью (Н.И. Арзамасцева).

История становления категории человеческого достоинства обусловлена прежде всего историей буржуазного индивидуализма. Буржуазный индивидуализм как система ценностей в качестве высшей ценности имеет как раз человеческое достоинство. Ради собственного достоинства и даже ради чувства собственного достоинства человек может пожертвовать, как говорится, «чем угодно». Это обосновано тем, что всё, ценимое относится к достоинствам. Это — способность любить и способность быть свободным, способность создавать блага, богатства и способность быть щедрым. В своих высоких образцах индивидуализм демонстрирует возможности абсолютной ответственности, есть и жизненная позиция, которую можно назвать «сверх» ответственностью.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОСТОИНСТВА.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОСТОИНСТВА.

Источник

Развитие взглядов в истории о достоинстве человека

Дата публикации: 17.12.2016 2016-12-17

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Козлова, И. В. Развитие взглядов в истории о достоинстве человека / И. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1050-1052. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36925/ (дата обращения: 24.04.2021).

Полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Параметр достоинства затрагивает все аспекты человеческой цивилизации и культуры в целом. Поэтому актуальность анализа достоинства как параметра бытия в условиях жизнедеятельности людей является очевидной.

Истоки проблемы, связанной с постижением сути и значимости достоинства человека, уходят в глубинную историко-философскую традицию, связанную с античностью. Согласно Сократу, человек должен обладать достоинством человека, то есть его не должны пугать ни превратности судьбы, ни даже страх смерти. Достоинство человека проявляется в его повседневной жизни, в простых действиях и общении с близкими людьми, а не только в философских размышлениях. «Познай самого себя» — формула, которую использует Сократ. Поскольку все окружающее, имеет смысл и значение только для человека, то вполне разумным представляется познать сначала, что же такое человек, каково его предназначение в этом мире и на что он способен. Познание человеком самого себя и собственных возможностей, равно как и определение места в этом мире, должно являться, согласно Сократу, тем основанием, на котором строится все остальное человеческое знание.

Читайте также:  Средство для кожи volkswagen

У Платона понятие о достоинстве человека выражается в знаменитом тезисе о справедливости, как таком положении вещей, когда «каждый занимается своим делом и не вмешивается в дела других».

Известное произведение античности «Никомахова этика» Аристотеля, которую мыслитель посвятил сыну, предлагает подробный анализ и разбор добродетелей. Философское учение о добродетелях отличает то, что в нем присутствует задача, предполагающая выбор и культивирование в индивиде личных достоинств и добродетелей. К добродетелям нужно стремиться, их следует культивировать и в силу этого данную модель можно назвать достигательной. По мнению Аристотеля, добродетель следует понимать, как середину, «срединчатость», т. е. как серединное состояние, достоинство связывается прежде всего с хорошим воспитанием в нравственном смысле [9].

Основными положениями средневековья, являются идеи о Боге, многие философы — богословы (Фома Аквинский,Григорий Палама,Блаженный Августин), говоря о достоинстве человека, писали, что для обретения достоинства, человеку нужно стремиться к спасению, а для этого нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение. Поиск абсолютной истины, заключается в поиске Бога, причём всё это невозможно без божественной благодати [7].

В эпоху Возрождения, произведение Пико Делла Мирандолы «Речь о достоинстве человека», имело большую значимость. В центр автор помещает проблематику сотворения собственного «Я», где достоинство и свобода выбора оказываются главными ценностями. Именно в достоинстве мыслитель усматривает превосходство человеческой природы. Человек действительно достоин восхищения. Достоинство связано с любовью и пониманием смысла, мудрости и вечных ценностей жизни [9].

В XVIII веке, проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант в «Основоположениях метафизики нравов» вводит категорию достоинства. Ее огромное значение обусловлено тем, что данная категория соответствует ценности самого закона, т. е. является безусловной и несравнимой ценностью. Для так понимаемого достоинства определяющим становится истинная преданность закону, и особая специфика данной категории объясняется именно ее сравнимостью по силе воздействия с законом.Человеческая личность, по Канту, наделена достоинством именно как носительница нравственного закона, это то, что возвышает человека над самим собой. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимость людей как личностей [4].

Немецкий философ XIX века, Карл Маркс, рассуждая о человеке, видел проблему достоинства в строе, в котором господствуют частная собственность и рынок, только капитал имеет свободу и самостоятельность, в то время как деятельный индивид сам по себе не свободен. Труд в условиях капитализма принудителен, отчужден, бессмысленен, поскольку происходит отчуждение от индивида продукта его труда, а это в свою очередь влечет за собой и отчуждение всех его отношений к чувственному внешнему миру, отчуждение от полноценного общения с другими людьми, от культуры в целом. Вследствие этого человек воспринимает такой мир как чужой, враждебный, возвышающийся над ним. В то время как преобразованный трудом человека мир «мощнеет», отчуждение приводит к тому, что человек истощается. С ростом массы предметов человек становится все беднее как человек, он в большей степени нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью внешнего мира, но сила его денег только уменьшается относительно увеличивающейся массы производственной продукции, и потребность человека только возрастает по мере возрастания массы денег [6].

Юрген Хабермас — немецкий философ и социолог, в своей книге «Будущее человеческой природы» пишет, что человеческая жизнь даже в своих анонимных формах обладает «достоинством» и требует «уважения». Слово «достоинство» применимо потому, что оно охватывает широкий семантический спектр, включающий и специфическое понятие «человеческое достоинство». Слова «честь», прилипшие к нему за всю историю до эпохи модерна, оставили свой след и на семантике слова «достоинство» — это коннотации зависимого от общественного статуса этоса. Значимым оказывается вывод М. Хайдеггера, согласно которому «несобственное бытие» — бытие «по типу других» задает неполноценное существование. Достоинство же представляет качество полноценного бытия. В его структуре присутствует субьективация, в которой превалирует не просто переживание, а рефлексивно-смысловая составляющая. Самооценка — самопереживание — самоосмысление и уяснение самозначимости идентифицируют достоинство [9].

По мнению современного российского философа, Шаракшанэ С. А. «Достоинство — это константа бытия личности, человек не может признать свою жизнь состоявшейся, если он вынужден существовать в условиях, лишающих его чувства собственного достоинства. Достоинство предполагает разумный образ жизни и разумный образ мыслей, а также самостоятельность, независимость, ощущение собственной значимости и самореализации».

Читайте также:  В каком предложении наречие выступает как средство выразительности языка внезапно мой слух

Устян В. Г., в своей работе «Проблема достоинства человека в святоотеческой традиции и русской религиозной философии» пишет, чтосекулярное представление о достоинстве человека связано с распространением христианства, так как именно в святоотеческом мировосприятии оформился основополагающий принцип человеческого достоинства — его онтологизм, производными от которого являются правовые константы: всеобщность, безусловность и неотъемлемость достоинства.

В гражданском праве достоинство — одно из тех нематериальных благ, которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.

В конституционном праве достоинство личности — критерий отношения государства к личности и её правовому статусу [5].

Образование и воспитание, являются одними из самых важных способов формирования достоинства личности. Образование — это процесс приобщения человека к всеобщим формам его бытия в мире с другими людьми. По существу, это означает, что именно через образование люди осваивают социально значимые представления, понятия, формы чувствования и поведения в окружающем их мире. Именно поэтому, как писал Г. В. Гегель образование — это всегда процесс возвышения человека над своей природной сущностью, а, следовательно, и процесс его вхождения в сферу духа (ценностей культуры), то есть освоение всего того, что создано человечеством за всю историю своего существования. Образование — это не только введение человека во всеобщее: в опыт, знания, способы поведения других людей, — оно предполагает одновременно и развитие самой личности, а значит ее достоинства, когда всеобщее в ней приобретает особенную форму жизнедеятельности, поэтому можно сказать и так, что сущность образования — в формировании и развитии личности человека, его достоинства и его духа. В отечественном образовании под развитием личности подразумевают совершенствование тех качеств обучающихся, которые не относятся к интеллектуальным способностям, знаниям, умениям и навыкам. Основные задачи, которые должно ставить перед собой образование, это воспитывать и обучать. Именно из обучения и воспитания состоит образование. Как гласит закон «Об образовании в Российской Федерации»: «Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом. Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [8]. В образовании развитая личность, это личность, богатая разного рода достоинствами («всесторонне развитая личность»). К таким достоинствам относится: ответственность, целеустремленность и настойчивость, патриотизм, честность, любознательность, дружелюбие и отзывчивость, коллективизм, способность к самопожертвованию, способность к самостоятельной деятельности, творческие способности, трудолюбие, гражданская позиция (социальная послушность) и другое.

Таким образом, резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что, понятия о достоинстве человека различны в разные исторические эпохи у разных классов и народов, существует очень много подходов к вопросу о достоинстве человека, и каждый из них представляет определенную историческую ступень в развитии морали. Если существуют антагонистические классы, классовая борьба, то не может быть единых представлений о достоинстве и чести у всех членов общества. Вместе с тем сложившиеся в течение веков элементарные нормы нравственности предполагают охрану личного достоинства человека. В качестве окончательного определения Достоинства человека в данной статье возьмем за основу определение, взятое из энциклопедического словаря «Основы духовной культуры» В. С. Безрукова. «Достоинство человека — это моральная категория, выражающая личностную ценность как отношение человека к самому себе. Достоинство человека — это прежде всего состояние его нравственности в единстве с чувством свободы духа. Это высокая требовательность к себе, осознание своего долга иответственности перед обществом. Достоинство — это с честью и внешней независимостью выполнение своихобязанностей, это сохранение своей внешней и внутренней свободы. Это также отношение общества и государства к человеку как достойному объекту и субъекту взаимодействия, выраженное в законах, то есть правах и обязанностях гражданина, в уважении этих прав, в признании свобод. Согласно христианской догматике достоинство человека имманентно, оно основано на том. Что сам человек создан по образу и подобию Божию.

Достоинство, по-христиански, даровано каждому, и никто не может его отнять у человека или осквернить, кроме него самого».

  1. Апресян Р. Г. Достоинство // Новая философская энциклопедия. М., Мысль 2000, т. 1.
  2. Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М., 2003.
  3. Бердяев H. A. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. М., 1998.
  4. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет Т.2. М., 1971.
  5. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М.,2012.
  6. Маркс К., Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 4.
  7. Устян В. Г. Проблема достоинства человека в святоотеческой традиции и русской религиозной философии: диссертация кандидата философских наук, Тула, 2009.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
  9. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.
  10. Шаракшане С.А, Достоинство человека: опыт философско-антропологического осмысления: диссертация кандидата философских наук. Р-на-Д., 2007 г.

Источник