Меню

Автомобильный транспорт как средство материального производства

Транспорт как сфера материального производства

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

по дисциплине «Транспортные системы в логистике»

1 Транспорт как сфера материального производства. 4

2 Виды транспорта и их классификация. 6

3 Характеристика основных видов транспорта. 8

Список использованных источников…. ……………. 16

Введение

Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом «транспорт» понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.

С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения.

Транспорт как сфера материального производства.

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем. Транспорт призван связывать производство и потребителя и должен для этого создавать соответствующие средства и во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Транспорт нужен для достижения уровня личного благосостояния, невозможного в прошлом.

В едином народнохозяйственном комплексе транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства, призванного удовлетворять постоянно растущие потребности общества в пространственном перемещение вещественных продуктов труда и людей.

В новых условиях, когда необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает особую значимость. Общество предъявляет к транспорту конкретные и весьма ответственные требования: полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки.

Транспорт в роли особой отрасли материального производства сделали возможным высокий уровень развития специализации производства в наиболее благоприятных для этого географических областях стран и мира в целом. В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Читайте также:  Срок перечисления средств не позднее госуслуги что

Главное в общественном производстве, рассматриваемом с организационно-технологической стороны, целесообразное, оптимальное соединение, до этого находящихся порознь компонентов (предметов и орудий труда, живого труда). На ранних стадиях развития производительных сил транспортировка составляла единый процесс с материальным производством. В результате общественного разделения труда этот вид деятельности обобщился, что вызвало особое производство транспортной продукции как самостоятельного товара, имеющего всегда достаточно высокую меновую стоимость.

Специализация районов, их комплексное развитие не возможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Также важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Источник



Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок

Страницы работы

Содержание работы

Тема 1. РОЛЬ И МЕСТО АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ТРАНСПОРТ-

1. Транспорт как отрасль материального производства.

2. Характеристика видов транспорта.

3. Классификация автомобильных перевозок.

1. Транспорт как отрасль материального производства

Транспорт – это самостоятельная отрасль материального производства, предназначенная для перемещения грузов и пассажиров (людей).

К. Маркс в своих работах раскрыл значение транспорта для экономики и подчеркнул характерные черты транспорта как отрасли человеческой деятельности. Он писал в «Теории прибавочной стоимости», что «кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства… Это транспортная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или товары». Почему К. Маркс отнес транспорт к материальным отраслям производства? В «Капитале» он пишет, что за транспортировкой продуктов (сырья, заготовок) из цеха в цех (внутренние производственные функции транспорта) наступает также транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение. Таким образом, если транспорт не обеспечит указанного перемещения продукта, то это равнозначно тому, что производство продукта не совершилось, так как потребность в нем не будет удовлетворена.

Следует отметить, что транспорту присущи все три обязательных элемента, которые характерны для любой отрасли материального производства, а именно: средства труда (средства транспорта); предмет труда (объекты перевозки – грузы, пассажиры); целесообразная деятельность людей (труд).

Таким образом, транспорт есть четвертая отрасль материального производства с особенным характером трудовых процессов и специфической формой производства. Перемещение грузов и людей является и процессом производства и продукцией, которая создается средствами транспорта и измеряется в тонно-километрах (ткм) при грузовых перевозках пассажиров. Она существенно отличается от продукции промышленного производства и имеет свои следующие особенности:

− ее невозможно накапливать и заготовить впрок (складировать), так как она производится и потребляется одновременно;

− транспорт не имеет сырья, все грузы поступают в готовом виде;

− продукция транспорта не имеет полуфабрикатов;

− не создаются новые вещественные продукты и не изменяются свойства предметов, которые транспортируются;

− стоимость транспортируемых товаров увеличивается на величину транспортных затрат;

− производственный процесс совершается вне территории транспортного предприятия;

Читайте также:  Болит голеностопный сустав как лечить народными средствами

− производственный процесс разных транспортных предприятий может выполняться на одной территории;

− транспортный процесс протекает под влиянием различных условий эксплуатации, которые непрерывно меняются (это дорожные, природно-климатические, организационные и транспортные);

− транспортная продукция неотделима от транспортных средств(ТС);

− ТС производства присуща динамичность, т.е. подвижной состав (ПС) должен перемещаться с пунктов отправления до пунктов назначения. При этом, после выполнения перевозок он оказывается там, где в ряде случаев не нужен, т.к. он должен переместиться в другие пункты для очередного отправления грузов или пассажиров.

Эти особенности создают соответствующие трудности при планировании, организации и управлении работой транспорта.

Транспорт имеет непереоценимое значение в развитии государства и влияет на все стороны деятельности общества: экономическую, политическую, социальную, культурную и военную.

Экономическое значение транспорта определяется тем, что он есть органическим звеном любого производства, средством для доставки всех видов сырья, топлива и продукции с пунктов производства в пункты потребления. Без него невозможно освоение новых регионов, производства полезных ископаемых. Образно говоря, транспорт — это кровеносная система государства. Транспорт есть материальной базой для разделения труда; специализации и кооперирования предприятий; обмена и торговли. Он потребляет значительную часть полезных ископаемых и производимой продукции (масел, топлива, металлических изделий и т.п.). Транспортные издержки во многом определяют себестоимость и цену товара. Транспорт завершает производство в сфере потребления и одновременно увеличивает стоимость продукции. Он является колоссальной сферой использования человеческого труда.

Политическое значение транспорта определяется тем, что он является средством для решения внутренних и внешних политических задач; используется для международных связей, развития торговли с различными государствами.

Социальная функция транспорта состоит в том, что он обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей, облегчение физического труда, доступ в зоны отдыха, перевозку туристов и т.п.

Источник

Особенности транспорта как отрасли материального производства

Под транспортом понимается:

— отрасль народного хозяйства, имеющая своим назначением перевозку грузов и пассажиров;

— комплекс технических средств, обеспечивающих передвижение материальной продукции и людей;

— процесс перемещения грузов и пассажиров в пространстве, т.е. транспортировка.

Транспорту как отрасли материального производства присущи 3 элемента:

— средства труда, (средства транспорта: машины, вагоны, морские и речные суда и т. д.);

— предметы труда, т.е. объекты перевозки (грузы и пассажиры);

— целесообразная деятельность людей, т.е. труд.

Следовательно, транспорт по праву относится к категории материального производства и является отраслью, продукция которой – перевозка, обладает своей спецификой.

Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве.

Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров — неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно, и в первую очередь на направлениях с быстрорастущими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

Читайте также:  Гласс моющие средства для ванной в барнауле

В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу.

Кругооборот фондов промышленности: Д – Т – П – Т` — Д`

Кругооборот фондов транспорта: Д – Т – П – Д`

Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

Источник

Транспорт как сфера материального производства. Роль транспорта в процессе общественного производства и в жизни общества

Предмет, метод и содержание курса «Экономика транспорта»

Экономика железнодорожного транспорта –наука, изучающая взаимоотношения, которые возникают в процессе перевозок между железной дорогой, с одной стороны, и грузоотправителем, грузополучателем, поставщиками, населением, трудовым коллективом, с другой стороны.

Экономика транспорта должна ответить на три вопроса:

Чтоследует производить и в каком количестве? — т.е. определить объем и структуру перевозок.

Как надо производить, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий? – т.е. определить источники ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) и технологию процесса перевозок

Для кого производить и как они распределяются между потребителями? – т.е. определить рынок потребителей и его сегменты.

Экономика транспорта исследует:

1) роль транспорта в экономике страны;

2) направления и темпы развития;

3) организацию управления, труда и заработной платы;

4) планирование перевозок;

5) использование подвижного состава и постоянных устройств;

6) планирование капитальных вложений и капитального ремонта;

7) планирование эксплуатационных расходов, себестоимости, ценообразование;

9)методы анализа производственно-финансовой деятельности.

Продукция транспорта и ее количественные и качественные характеристики.

Продукцией транспорта является – перевозка грузов и пассажиров.

Продукция транспорта имеет ряд особенностей:

1) продукция транспорта не имеет вещественной формы;

2) продукцию транспорта нельзя накопить, создать запасы, поэтому транспорт не может работать без резерва транспортных средств и пропускной способности (резерв пропускной способности должен быть не меньше 25%);

3) на транспорте особая форма ценообразования – тарифы на перевозки;

4) на транспорте особый учет и измерение транспортной продукции в условно-натуральном выражении (грузооборот, пассажирооборот, количество отправленных грузов, количество отправленных пассажиров и др.);

5) транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимый груз, груз принадлежит либо грузоотправителю, либо грузополучателю;

6) транспорт не создает и добавляет ни чего вещественного к перевозимым товарам.

Транспорт как сфера материального производства. Роль транспорта в процессе общественного производства и в жизни общества

Транспорт относят к отрасли материального производства, так как он имеет три признака материального производства:

1) орудие труда – транспортные средства;

2) предмет труда – перевозимые грузы;

3) труд– рабочая сила.

Транспорт связывает в единое хозяйственное производство предприятия и отрасли экономики страны. Развитие и совершенствование транспорта происходит в тесной взаимосвязи с развитием общественного производства и производительных сил страны.

Значение транспорта:

· Общехозяйственное – удовлетворение потребностей хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.

· Государственное – объединяет в единое целое различные районы страны, обеспечивает связи с другими государствами, играет большую роль в освоении новых районов.

Источник