Меню

Аппликация как средство развития моторики у детей старшего возраста



Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
консультация

мастре-класс для воспитателей.

Скачать:

Вложение Размер
master_klass.docx 226.94 КБ

Предварительный просмотр:

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Мелкая моторика– это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Одним из самых простых, но в то же время педагогически эффективных видов детского творчества- является аппликация, она помогает развивать у ребенка мелкую моторику, вкус, художественные способности, а также разнообразить тактильный опыт.

Цель: познакомить участников мастер-класса с методами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды аппликации.

• Развивать творческие способности, эстетическое восприятие и художественный вкус;

• развивать мелкую моторику рук;

• воспитывать познавательный интерес;

• обогащать сенсорные впечатления дошкольников (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет материала)

• оказывать помощь родителям в осуществлении работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

• Создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников;

Материалы и оборудование:

• образец готовой композиции;

• цветной картон с изображением серого зайчика;

• образцы аппликаций, выполненных нетрадиционными материалами;

1. Организационный момент

«Истоки способностей и дарований детей находится на кончиках пальцев». А. В. СУХОМЛИНСКИЙ

Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Доказано, что дошкольный возраст — это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована.

Одним из эффективных приемов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является — аппликация, она заставляет работать пальчики, развивает координацию их движений.

Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает аппликация с использованием нетрадиционных материалов, таких как вата, соль, различные виды круп, бумажные салфетки, нитки. (Продемонстрировать образцы аппликаций) Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.

2. Основная часть

Рассмотреть вместе готовый образец аппликации «Теплая шубка для зайчонка».

Ход выполнения аппликации «Теплая шубка для зайчонка»:

1. нанести клей на силуэт зайчонка;

2. Приклеить вату (Белая вата имитирует мех зайчонка);

3. нанести клей вокруг зайчонка, посыпать манной крупой (манная крупа имитирует снег);

  • Аппликацию из бумажного теста.

Для начала мы приготовим:

  1. Шаблон рисунка и вставим его в файл.

  1. Затем подготовим бумажное тесто. Для этого нам понадобится клей ПВА, немного воды, салфетки и стека.

(Нарвите мелко салфетки нужного цвета, в емкость налить малое количество воды, положить туда салфетки и залить обильно клеем ПВА, размешать всё стекой).

  1. Аккуратно разложите стекой тесто по контуру рисунка, вложенного в файл, и дайте просохнуть. Готовые элементы можно снять с файла и создать любую композицию.

Обратная аппликация выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанка становится лицевой стороной.

1.Сначала делаем четкий шаблон рисунка на бумаге, который прикрепляется к прозрачной основе. Чтобы он не смещался прикрепляем его пластилином к крышке.

2. Или рисуем рисунок маркером на прозрачной основе и заполняем рисунок цветным пластилином.

3.После окончания работа закрывается кусочком картона. А перевернутое изображение представляет собой удивительный рисунок.

Выполнить такую работу можно несколькими методами;

1. С выкладыванием контура из жгутиков, мозаикой из пластилиновых шариков.

2. Живописным размазыванием пластилина.

3 Практическая часть .

  1. Самопоказ,
  2. Самостоятельная работа педагогов,

В конце хочу пожелать приятного время препровождения с вашими детьми и уметь радоваться результатам совместной деятельности .

Ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребёнку. И тут задача взрослых, задача родителей и педагогов, поддержать ребёнка, при необходимости оказать помощь, и конечно, быть терпеливыми и спокойными. Заранее продумывайте, где лучше разместить получившийся шедевр. Устраивайте дома выставки, размещая картины на стене, холодильнике на магнитиках, чтобы родственники и гости могли видеть творения, восхищаться и хвалить вашего ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей.

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко.

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние манцальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно уже во втором веке до нашей эры в Китае. Специ.

Косультация для родителей и педагогов.

В методической разработке представлены актуальность, новизна темы. Методы диагностики развития мелкой моторики рук у дошкольников. Перспективное планирование.

Тема по самообразованию выбрана не случайно, у 70% детей трудности в произношении. А развивая мелкую моторику развивается речь ребенка.

Опыт работы «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста&raquo.

Источник

Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников

Семейкина Наталья
Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников

Дошкольный возраст — это самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно — двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу

Один из самых простых, но в, то, же время педагогически эффективных видов детского творчества является работа с бумагой. О работе с бумагой, можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл его состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Аппликация является одним из способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении.

Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий. Первое, что нужно – это создать развивающую среду, во-вторых, подобрать специальные методы и наконец, в-третьих, отобрать наиболее эффективные приемы при работе с аппликацией.

Аппликация различается по содержанию, по количеству используемых цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления и количеству деталей, степени прилегания к основе, по способу скрепления деталей.

1. Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы простой формы, локальной окраски, с отчетливой конфигурацией, ясными пропорциями. Так, предметы простой формы (шар, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета. Сложная форма составляется из отдельных частей. Например, снеговика вырезают из нескольких квадратов разной величины путем закругления углов;затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют средний (живот) и меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружки (руки).

Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка).

2. Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети учатся вырезать и объединять разные элементы по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребёнок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Задачи при работе с аппликацией.

Развивать умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием.

Развивать творческую фантазию, воображение и активность.

Развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер, а так же познавательный интерес.

• Тренировать мышцы рук и обучать ловкому обращению с различным материалом.

• Воспитывать в себе усидчивость, доброжелательность, аккуратность, умение работать индивидуально и в коллективе.

• При системной работе элемента ручного труда и аппликации вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка:

• сенсорное (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

умственное (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);

• речевое (расширение активного и пассивного словаря детей, умение общаться, договариваться между собой);

• физическое (развивается глазомер, координация движения рук).

Организация работы. Правила работы.

Рабочее место должно быть хорошо освещено. Как при письме или рисовании, свет должен падать с левой стороны, рабочая мебель соответствовать росту ребенка. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35—40 см, чтобы не развивалась близорукость. Следует продуманно отнестись к выбору инструментов. Так, ножницы должны иметь закругленные концы, а клей не вызывать аллергических реакций. Во время занятий, детям придется пользоваться ножницами, неосторожное или неправильное применение которых может привести к несчастному случаю. Во избежание этого, перед каждым видом работы необходимо напоминать ребятам правила техники безопасности.

Правила личной гигиены:

• Все работы нужно выполнять на подкладном планшете (клеёнка, бумага, картон).

• Чистота рук обеспечит аккуратное выполнение работы.

• Склеенные детали следует протирать чистой сухой салфеткой (тряпочкой).

• Окончив занятие, необходимо тщательно убрать рабочее место, инструменты

• привести в порядок, а руки обязательно вымыть.

• В дошкольном возрасте рекомендуется использовать ножницы с округлыми концами.

• Ножницы должны храниться в специальном футляр или стаканчике.

• Поворачиваться или переходить с места на место с ножницами в руках запрещается.

Бумагу или картон следует резать:

по прямой линии серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии;

по кривой линии — смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой (правой) рукой материал;

Правила работы кистью при склеивании:

• Держать кисть вертикально к поверхности.

• Размашистыми движениями от середины к краям наносить клей тонким слоем на всю поверхность детали.

• Аккуратно накладывать детали на смазанную клеем поверхность.

• Протирать деталь чистой тряпочкой от середины к краям.

• При необходимости сушить изделие под прессом.

• В случае попадания клея в глаза обязательно промыть их водой.

Важнейшая задача аппликации – заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем (даже маленьким детям). Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата

Бумагопластика как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук СЛАЙД 1 Здравствуйте уважаемые гости. СЛАЙД 2 Я хочу представить свой опыт работы по теме: «Бумагопластика – как средство развития творческих.

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ктуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений.

Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста Все нервные окончания отвечающие за речь, мышление, память, воображение, письмо расположены на кончиках пальцев рук. Поэтому важно развивать.

Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ Функция руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука связана с нашим мышлением, с переживанием,.

Консультация для родителей «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики рук» Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Ученые – физиологи доказывают, что тренировка пальцев.

Консультация для родителей «Салфеточная аппликация как средство совершенствования мелкой моторики рук» Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Ученые – физиологи доказывают, что тренировка пальцев.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию.

Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста «Детский сад Тополёк» п. Демьянка – филиал МАУ ДО «Детский сад Солнышко» п. Туртас Уватского муниципального района КОНКУРС «Методическая.

Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников Слайд 1 Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников. Игра — один из тех видов детской деятельности,.

Презентация «Проектная работа «Лепка как средство развития мелкой моторики рук» Проблема: является ли лепка эффективным развитием мелкой моторики рук детей дошкольного возраста? Цель: теоретически обосновать и выявить.

Источник

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»

Ерова Екатерина
Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность, одна из любимейших дошкольниками, отражает их интересы, мысли, чувства, отношение к окружающему. Она чрезвычайно близка природе ребёнка, позволяет ему самовыразиться. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности: его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, сенсорному и умственному развитию, формированию потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы, социализации, вызреванию ряда учебных умений, развития моторики. Одним из привлекательных и относительно мало изученных видов изодеятельности является аппликация.

В наше время особенно актуальной встала проблема развитие мелкой моторики у детей, так как наукой уже давно доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Научно доказано, что дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной, и нервной системы организма.

• Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.

• Недостаточный уровень речевой активности детей.

• Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

Целью данной работы является развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса, стимуляция речевой активности через обогащение чувственного опыта детей в процессе продуктивной деятельности.

Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развить способности координированной работу рук со зрительным восприятием.

Развить творческой активности, фантазии.

Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.

• Обучать ловкости в обращении с различным материалом,тренировать мышцы рук детей.

При специальной организации обучения нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников быстрее развиваться мелкая моторика. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

1. Овладение практическими навыками в аппликации.

2. Появление познавательной активности.

3. Развитие моторики руки, в соответствии с возрастом детей.

4. Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к занятиям.

Описание проекта

• Тип проекта: творческий

• Вид проекта: долгосрочный

• Участники проекта: дети, родители, педагоги

Педагогический проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

1 этап: организационный (август-сентябрь 2019г.)

2 этап: практический (октябрь 2019г. – май 2020г.)

3 этап: заключительный (май 2020 г.)

I этап – организационный

• Изучение нормативной, психолого — педагогической, методической литературы, опыта работы по проблеме.

• Создание предметно — развивающей среды.

• Анкетирование и консультирование родителей, привлечение их к сбору разнообразного материала для аппликации в нетрадиционной технике.

• Работа с Интернет ресурсами по нетрадиционным техникам аппликации с дошкольниками.

II этап – практический

• Разработка перспективного и календарного плана по аппликации, с учётом использования нетрадиционных техник аппликации.

• Подготовка дидактических пособий, атрибутов.

• Разработка методических рекомендаций, конспектов занятий, развлечений.

• Работа с детьми, воспитателями, родителями по теме проекта.

• Составление каталога «Нетрадиционные техники аппликации».

• Использование ИКТ ресурсов в образовательной деятельности.

III этап – обобщающий

• Обобщение опыта работы на муниципальном уровне.

• Анализ результативности проекта.

Участие в семинаре-практикуме с вопросом: «Использование нетрадиционных способов аппликации в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

• Организация выставки детских работ.

Рабочий план реализации проекта

Основные формы организации работы с детьми

• Экскурсии в музей, школу искусств

• Занятия, с использованием ИКТ

• Совместная деятельность педагогов с детьми в течении дня

• Самостоятельная деятельность детей

• Чтение художественной и познавательной литературы по теме

Система работы с родителями

Таким образом, ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Занятия нетрадиционной аппликацией позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям.

Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.

Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012.

Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду»Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.

Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.

«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».

Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М. : Просвещение, Росмэн. 2008 г.

Источник

Читайте также:  Средства для чистки замшевой дубленки